просмотров: 86866
Музей архитектуры имени А.В. Щусева Arch-Museum Livejournal

Проект А.В. Щусева храма-часовни на месте явления Казанской чудотворной иконы Божьей Матери.
М.В. Евстратова, С.В. Колузаков
Проект А.В. Щусева храма-часовни на месте явления Казанской чудотворной иконы Божьей Матери в память 300-летия Дома Романовых Казанского Богородицкого монастыря.

Как известно мысль о постройке подземной часовни на месте явления иконы Казанской Богоматери возникла при посещении Казани великой княгиней Елизаветой Федоровной 13 июля 1910 года. Во время пребывания в Казанском Богородицком женском монастыре Елизавета Федоровна спустилась к месту явления чудотворной иконы, находящемуся под алтарем теплого Никольского собора, «долго молилась и выразила сожаление, что такое святое место находится в малой известности»[1]. Игуменья монастыря Варвара предложила «сделать это место открытым и устроить часовню в память... трехсотлетия со дня воцарения Дома Романовых на русском престоле»[2], с чем Елизавета Федоровна согласилась и приняла на себя звание августейшей попечительницы часовни.

Вид Казани и Казанского Богородицкого женского монастыря. 1910-е. Открытка. Частное собрание

Великая княгиня рекомендовала для проектирования часовни Алексея Викторовича Щусева (1873-1949) с 1901 года состоявшего в должности внештатного архитектора Святейшего Синода.В 1907 году он был приглашен Елизаветой Федоровной к проектированию Покровского храма учрежденной ею Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. К 1910 году храм был выстроен и началось его внутреннее оформление. Уже тогда это сооружение вызвало внимание архитектурного сообщества и одобрение заказчицы, выразившееся в привлечении зодчего к новым проектам. Елизавета Федоровна стала главной заказчицей и покровительницей творчества Щусева. Несмотря на чрезвычайную загруженность он взялся за исполнение новой просьбы великой княгини - часовни в Казани.

Проект Щусева к этому храму никогда не публиковался и практически не упоминается в основных исследованиях, посвященных творчеству мастера. В личном архиве наследников Щусева удалось обнаружить эскизы к двум вариантам проекта, а также некоторые документы, дающие возможность уточнить историю создания казанской часовни и изначальный авторский замысел.

16 декабря 1910 года Елизавета Федоровна писала Первому викарию Казанской епархии епископу Алексию (Дородницыну): «Глубоко счастлива, что Господь сподобляет меня принять участие в святом деле сооружения часовни на месте явления чудотворной Казанской иконы Божьей Матери. На днях вышлю Вам, Владыко, план маленького храма-часовни, который разработан архитектором академиком Щусьевым, строителем моего храма в обители. С своей стороны я желала бы прислать все иконы и соорудить сень над царскими вратами, в которой будет вставлена чудотворная икона. Весь храм будет напоминать древние катакомбы, а отчасти и усыпальницу великого князя Сергея Александровича»[3]. Это письмо позволяет датировать найденные первые два варианта проекта Щусева для казанской часовни июлем-декабрем 1910 года и называет главные условия поставленные перед ним заказчицей — опора на указанную постройку и желание выделить сенью место явления Казанской чудотворной иконы.


Интерьер усыпальницы великого князя Сергея Александровича. Из книги: М.П. Степанов. Храм-усыпальница великого князя Сергея Александровича во имя преподобного Сергия Радонежского в Чудовом монастыре в Москве. 1909 г.

Упомянутый храм-усыпальница великого князя Сергея Александровича был устроен в 1906 году по проекту архитектора Московского дворцового управления В.П. Загорского под Алексеевским собором Чудова монастыря. В его решении преобладали мотивы русско-византийского стиля. При проектировании казанской часовни Щусев также обратился к русско-византийскому стилю, но с выраженными чертами модерна, в той его трактовке, которую он дал при проектировании в 1902-1910 годах иконостаса и живописного оформления трапезной церкви св. Антония и Феодосия Печерских в Киево-Печерской лавре. Нужно отметить, что за исполнение этих работ по ходатайству Духовного собора в сентябре 1910 года Щусев был награжден орденом Святого Станислава III степени в торжественной обстановке в Успенском соборе лавры.

А.В. Щусев. Проект часовни на месте явления Казанской чудотворной иконы Божьей Матери в память 300-летия Дома Романовых. Вариант 1. Разрезы с показом росписей и иконостаса, план. 1910 г.
Калька, графитный карандаш, акварель, гуашь, золотая краска.
Личный архив Щусевых.
Атрибуция М.В. Евстратовой и С.В. Колузакова. Публикуется впервые.


Эскиз на кальке, относящийся к первому варианту проекта казанской часовни, включает в себя следующие проекции: план и два разреза с показом росписей и иконостаса. На плане ясно прочитывается центральное пространство часовни с двумя притворами по бокам (северным и южным) и соединительными коридорами. Из пространства часовни еще два коротких коридора, равноудаленные от центральной оси, ведут в алтарь. Вероятно, архитектором задавался определенный сценарий движения верующих в подземной часовне: спуск в южный притвор — проход в часовню и поклонение там иконам — выход через северный притвор.
Раскладка росписей задумана просто и лаконично, без излишних многофигурных композиций (что вполне отвечает небольшому объему храма и отсутствию намерения приглашать для исполнения профессиональных художников). Своды покрыты светлым синим изображением звездного неба, внизу полотенечный пояс и полоска растительного орнамента. Схожими орнаментами обрамлены порталы.  Над порталами притворов задумана композиция — ангелы возносящие икону Казанской Богоматери. В южном притворе образ Спаса Нерукотворного.


А.В. Щусев. Проект часовни на месте явления Казанской чудотворной иконы Божьей Матери в память 300-летия Дома Романовых. Вариант 1. Разрезы с показом росписей и иконостаса, план. Фрагмент. 1910 г.
Калька, графитный карандаш, акварель, гуашь, золотая краска.
Личный архив Щусевых.
Атрибуция М.В. Евстратовой и С.В. Колузакова. Публикуется впервые.


Иконостас — киворий на три иконы из белого мрамора с четырьмя ярко-синими колонками расположен по поперечной оси центрального пространства между двух входов в алтарь. Здесь Щусев отошел от пожелания Елизаветы Федоровны сделать в центре иконостаса царские врата, по образу усыпальницы великого князя Сергея Александровича. Связано это, как можно убедиться по плану, с отсутствием центрального прохода в алтарь. В целом в решении интерьера преобладают светлые тона, что, вероятно, должно было зрительно увеличить внутреннее пространство храма, сделать пребывание молящихся там, в подземном помещении без окон, более комфортным.


А.В. Щусев. Проект часовни на месте явления Казанской чудотворной иконы Божьей Матери в память 300-летия Дома Романовых. Эскиз к варианту 2. Левая сторона иконостаса. 1910 г.
Калька, уголь, цветной карандаш.
Личный архив Щусевых.
Атрибуция М.В. Евстратовой и С.В. Колузакова. Публикуется впервые.



А.В. Щусев. Проект часовни на месте явления Казанской чудотворной иконы Божьей Матери в память 300-летия Дома Романовых. Эскиз к варианту 2. Разрезы с показом росписей и иконостаса. 1910 г.
Калька, графитный карандаш.
Личный архив Щусевых.
Атрибуция М.В. Евстратовой и С.В. Колузакова. Публикуется впервые.


После обсуждения первоначального варианта проекта казанской часовни с Елизаветой Федоровной Щусев выполнил второй вариант. Вероятно, Елизавета Федоровна настояла на создании царских врат в центре иконостаса, для чего планировалась пробивка еще одного прохода в алтарь. Об этом свидетельствует документ из архива наследников Щусева с поздней припиской рукой самого Алексея Викторовича: «Заметки, кажется, самой Вел. Кн. Елизаветы Феодоровны»:

«Иконы боковые
по желанию матушки Варвары:

  1. Святителя Николая,

  2. Царицы Александры,

  3. Пр. Сергия Радонежского,

  4. Св. Елизаветы,

  5. Феодоровской Божией Матери,

  6. Казанской Божией Матери,

  7. Спасителя (Вседержителя),

  8. Иконы царских врат,

  9. Запрестольный образ «Великий Архиерей», ?

В самом храме могут поместиться 70 молящихся.

  1. В коридоре — Нерукотворный Спас.


Заметки великой княгини Елизаветы Федоровны для А.В. Щусева по устройству часовни на месте явления Казанской чудотворной иконы Божьей Матери в память 300-летия Дома Романовых. 1910 г.
Личный архив Щусевых.
Атрибуция М.В. Евстратовой и С.В. Колузакова. Публикуется впервые.


Сень на белых мраморных колоннах, расписана под мозаику по золоту, она сделана из фундамента Престола большого собора. На лицевой стороне сени будет помещен образ Казанской Божьей Матери над местом явления св. иконы. Этот образ будет украшен оставшимися драгоценными камнями (после кражи).
Окончательный проект и чертежи будут готовы в декабре, исполняются они академиком Щусьевым.
Стены и алтарь частично позолочены, частично расписаны красками.
Свод расписан под ночное небо с золотыми звездами.
Стиль храма — ранний византийский.
Пол из каменных плит — белые с черными уголками»[4].

К второму варианту проекта казанской часовни в архиве наследников Щусева сохранились небольшие кальки: одна с эскизом фрагмента иконостаса, другая с изображением продольного и поперечного разрезов ее центральной части с показом росписей и иконостаса (к сожалению, с значительными утратами в центре). Иконостас на них приводится к формам соответствующим пожеланиям Елизаветы Федоровны: он растянут на всю длину центрального пространства часовни и вмещает 12 икон, царские врата с сенью над ними (теперь, в отличие от предыдущего варианта, на двух колонках), боковые проходы в алтарь закрыты северными и южными дверями с изображением архангелов. Полотенечный пояс полностью заменен широкой полосой растительного орнамента.

Известно также что кроме чертежей Щусев выполнил макет часовни и эти проектные материалы были отправлены для рассмотрения в Казань: «В феврале месяце 1911 года Ее Высочество, Великая Княгиня Елизавета Федоровна изволила... препроводить в Казанский монастырь модель храма на месте явления Казанской иконы Богоматери. Для ознакомления на месте с проектом, его размером и выполнением приезжал в Казань... секретарь Ее Высочества В.В. Фон-Мекк, который привозил и эскиз иконостаса, составленный г. Щусьевым. Будучи сам художником, г. Фон-Мекк делал здесь и необходимые архитектурные наброски.
Вскоре после отъезда г. Фон-Мекка, игуменья Варвара вместе с местным инженером П.П. Голышевым, производившим в монастыре работы, была вызвана в Москву к Ее Императорскому Высочеству для дачи личных объяснений и для получения личных указаний в деле постройки будущих пещерной церкви и часовни.
Проект приспособления подвального этажа под теплую церковь с часовнею был затем исправлен в строительном отделении Казанского губернского правления и был утвержден 21 июля 1911 года»[5].


Смета московской ювелирной фирмы Хлебникова на иконостас для часовни на месте явления Казанской чудотворной иконы Божьей Матери в память 300-летия Дома Романовых. 1910 г.
Личный архив Щусевых.
Атрибуция М.В. Евстратовой и С.В. Колузакова. Публикуется впервые.


Как указано в приведенном выше документе, именно в это время (февраль 1911 года) было решено использовать под храм еще часть подвального помещения. Новый храм посвящался Рождеству Пресвятой Богородицы и должен был соединиться коридором (его нет на первом и втором вариантах проекта Щусева) с часовней на месте явления Казанской чудотворной иконы Божьей Матери, посвященной 300-летию Дома Романовых. Таким образом расположение часовни сохранялось под алтарем собора, а подземный храм должен был занять центральную часть подвального пространства. Вероятно, общее решение этого нового храма было также сделано Щусевым. По крайней мере он продолжил разработку проекта часовни и выполнил рабочие чертежи и, возможно, шаблоны иконостаса, о чем свидетельствуют документы, найденные в архиве наследников Щусева, - сметы московской ювелирной фирмы Хлебникова от 22 и 24 февраля 1910 года соответственно:
«Смета №1679
Конторе двора ее императорского высочества великой княгини Елизаветы Федоровны.
Выполнить басменный иконостас по рисунку академика А.В. Щусева с установкой его в г. Казани за общую цену шесть тысяч семьсот пятьдесят рублей. Иконостас из медной басмы с применением штампованного орнамента на железном каркасе длинною около 15 арш. 12 верш., высотою в один ярус, с каменной панелью в середине 3 арш., а в боковых крыльях 2 арш. 9 верш., на 12 образов, с одними царскими вратами и с северными, южными дверями. Из белого мрамора плинтус шириною 5 верш., две колонки, две пилястры к царским вратам. Отделка медных частей иконостаса гальваническая, под древнюю, позолота.
В смету не входят все каменные работы, как то проломка стен, сводов, нижней панели между дверьми иконостаса, образа и живописные работы.
С глубоким уважением, В.И. Педашенко.

Смета №1680
<...> 1) Выполнить железный каркас для иконостаса, а также для царских, северных и южных дверей.

  1. Обделка по железному каркасу согласно рисунка покрытием иконостаса, частью из басменной меди и частью из чеканной на 12 местных образов, а также царских врат и северных и южных дверей с позолотой и отделкой под старину.

  2. Мраморные работы состоящие из гладкого плинтуса без валика высотою 5 верш., толщиною 1 вершок; из пилястр к царским вратам; 2 круглых колонок диаметром 4 вершка; 2 квадратных с орнаментом капителей толщиною в 6 верш.

  3. Мозаичной верхушки над царскими вратами в медной вызолоченной раме шириною 30 верш., высотою 20 верш. лицевая и боковые стороны и орнамент разного цвета мозаики; внутренняя арка сплошной золоченой мозаики.

<...>
С глубоким уважением, В. Хлебников»[6].


А.В. Щусев. Проект иконостаса и киотов для Трапезной церкви Антония и Феодосия Печерских в Киево-Печерской лавре. Вариант. 1903-1907 гг.
Бумага, графитный карандаш, уголь, гуашь, золотая краска.
Личный архив Щусевых.


В этих сметах детально описан окончательный проект иконостаса, указаны материалы и технология изготовления отдельных его частей, что вместе с эскизами ко второму варианту проекта Щусева дает нам более полное представление об авторском замысле.
Однако в издании 1914 года: «Освящение храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы и часовни на месте явления Казанской чудотворной иконы Божией Матери в память трехсотлетия царствования Дома Романовых» исполнителем иконостаса назван «г. Силин». Был ли он посредником, сотрудником  фирмы Хлебникова или самостоятельным мастером на данный момент выяснить не удалось. В этом же издании описаны завершение отделки часовни и иконостас после исполнения. И хотя это описание носит исключительно внешний характер, оно представляется крайне интересным:
«На самом месте явления Казанской иконы Божьей Матери... устроена богато убранная сень на двух мраморных колоннах. На сени установлена Казанская икона Божьей Матери на двух блоках. Пред иконой находится серебряно-вызолоченная лампада с украшениями из жемчуга и драгоценных камней, пожертвованная и поставленная Великой Княгиней в первый осмотр ею часовни. Сень обита басмою и исполнена живописью в древнем стиле. Под сенью в углублении устроены царские двери с изображением Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов. Все иконы исполнены в Москве, обиты басмой. Под басмой тканая парча с рисунками.
Углубление исполнено позолотною работою. Впереди, на стене изображение Казанской иконы Божьей Матери в сиянии. Наверху иконы корона, поддерживаемая двумя Ангелами и свиток со словами «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!». В углублениях на правой стороне образ святителя Гурия, первого Архиепископа и чудотворца Казанского, а на левой стороне образ святителя Варсонофия Казанского чудотворца. <...> Внизу, у колонн, по бокам, две медные решетки.
В часовне, на правой стороне от сени, поставлена икона нерукотворного Образа Спасителя, древняя; раньше эта икона стояла на хорах в алтаре правого придела св. мученицы Маргариты. Икона в жемчужной ризе, на ней серебряно-вызолоченный венец с украшениями. Над иконами в полукруге «Всевидящее око» в сиянии.
Далее новая икона святителя Николая Чудотворца, новая, московской работы.
Изображение св. Архангела Михаила в рост заменяет южные боковые двери, московской работы.
Икона двуместная: св. митрп. Алексия, Московского чудотворца, и прп. Михаила Малеина.
Икона свт. Ермогена, Московского Патриарха, всея России чудотворца, в святительском облачении; икона преподобного Сергия, Радонежского чудотворца.
На левой стороне от сени находится икона Божьей Матери Толгская или Феодоровская. Стояла раньше у правого клироса Никольского соборного храма. Риза на иконе серебрянно-вызолоченная». В полукруге над иконою изображен Св. Дух в сиянии <...>.
Далее с левой стороны икона царицы Александры в короне с украшениями...
Изображение иконы св. Архангела Гавриила, в рост; заменяет северные боковые двери.
Иконы св. праведной Елизаветы и св. равноапостольной Марии Магдалины.
Иконы св. прп. Матроны и св. прп. Мавры.
Все сии иконы на правой и левой сторонах часовни обиты басмой в разных рисунках. Все они московской работы, сделаны в магазине г. Силина под непосредственным наблюдением Великой Княгини Елисаветы Феодоровны.
На потолке в часовне перед сенью изображение Святого Духа.
Росписи потолка и стен часовни производились сестрами монастыря по эскизам, присланным из Москвы Великой Княгиней»[7].

30 июля 1911 года была совершена закладка храма и часовни в подвальном этаже Никольского собора в Казани, а на следующий день приступили к самим работам под руководством инженера П.П. Голышева: «...к устройству трех тамбуров и каменных лестниц в подземелье. Увеличено было внизу и подсводное подземелье как в часовне, так равно и в церкви: в среднем на 0,45 сажень; подлицевали кирпичом на цементном растворе все внутренние стены собора в подвале, увеличили ширину коридоров для связи церкви и часовни... Сложили кирпичную стенку для иконостаса, сделали цементобетонные полы; оштукатурили стены и своды, поставили две печи с притоками наружного воздуха, обелили двери, окрасили стены и полы. <...> Иконостас и сень над часовнею были изготовлены в Москве у г. Силина, который сам и собирал все это на месте»[8].
Что касается подземного храма Рождества Пресвятой Богородицы, то его строительство шло параллельно с часовней. Алтарь храма представлял собой в плане замкнутый квадрат между четырьмя столпами центрального подвального пространства. Полотняный иконостас в виде походного имел таким образом «П»-образную форму. Оформление помещения решалось единообразно с часовней: «Царские врата сделаны из голубого полотна. <...>  На иконостасах украшения, как вверху, так и внизу, на голубом полотне; рисунки взяты с иконостаса домовой церкви великой княгини в Москве. <...>  На потолке алтаря изображено голубое небо, усеянное золотыми звездочками»[9].

Освящение храма и часовни состоялось 20 апреля 1913 года и было приурочено к празднованию 300-летия царствования Дома Романовых. Елизавета Федоровна осталась очень довольна результатом. Для Щусева этот проект представлял безусловную важность, как второй заказ, после Покровского храма Марфо-Мариинской обители, от членов царской семьи. Вскоре Елизавета Федоровна пригласила архитектора к проектированию храма и гостиницы для паломников в итальянском городе Бари. В архитектурном решении казанской часовни Щусев не был свободен — перед ним ставилась задача проектирования в русско-византийском стиле, размещения в интерьере ряда разновременных старинных икон. А если учитывать, что часовня строилась в подвальном этаже классического собора по проекту И.Е. Старова, то эта задача представляется весьма непростой. Анализируя эскизы зодчего видно, что Щусев искал наиболее простое и лаконичное решение. Проект продолжает череду его работ в русско-византийском стиле, к которому он обратился в своей самой первой постройке в храмовом зодчестве — часовне на могиле Шубина-Поздеева в Санкт-Петербурге (1895-1896). Эту линию он продолжил проектируя иконостасы и храмовое убранство для Киево-Печерской лавры в Великой Успенской церкви (1900-1908?) и Трапезной церкви св. Антония и Феодосия Печерских (1902-1910). Именно здесь он предложил свою уникальную трактовку этого стиля с явным влиянием модерна. Проект казанской часовни вобрал в себя лучшие наработки мастера в этом направлении. В 1913 году Щусев снова обратился к русско-византийскому стилю проектируя надгробие-киворий над могилой П.А. Столыпина.


А.В. Щусев. Проект киота для Трапезной церкви Антония и Феодосия Печерских в Киево-Печерской лавре. 1908
Бумага, тушь, акварель, белила, золотая краска.
Личный архив Щусевых.
Публикуется впервые.





[1]    Цит. по: Зеленецкий А. Освящение храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы и часовни на месте явления Казанской чудотворной иконы Божией Матери в память трехсотлетия царствования Дома Романовых. Казань: Центральная типография, 1914. С. 5.
[2]    Там же. С. 5.
[3]    Там же. С. 6.
[4]    Заметки вел. кн. Елизаветы Федоровны об устройстве храма-часовни на месте явления Казанской чудотворной иконы Божьей Матери. Без даты. Архив наследников А.В. Щусева. Публикуется впервые.
[5]    Там же. С. 6-7.
[6]    Сметы №1679 от 22 февраля 1911 года и №1680 от 24 февраля 1911 года  московской ювелирной фирмы «И.П. Хлебников сыновья и К». 22 февраля 19. Архив наследников А.В. Щусева. Публикуется впервые.
[7]    Цит. по: Зеленецкий А. Освящение храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы и часовни на месте явления Казанской чудотворной иконы Божией Матери в память трехсотлетия царствования Дома Романовых. Казань: Центральная типография, 1914. С. 9-11.
[8]    Там же. С. 7-8.
[9]    Там же. С. 12.

Лекция «Григорий Александров – легенда советской эпохи»
Лекция Михаила Калинина
«Григорий Александров – легенда советской эпохи»
13 марта 2016, 14:00

Григорий Александров — легенда советской эпохи. Он, сын простого уральского рабочего, стал кумиром миллионов, его фильмы смотрела вся страна, а фразы из них до сих пор на слуху: «И это ничтожество я почти любила!», «Просто хочется рвать и метать!» и многие другие. Создатель советской музыкальной комедии, он был самым «западническим» режиссёром на советском экране, куда смело переносил новинки Голливуда. Для зрителей его комедии были окнами в другую реальность, где нет холода, голода, непосильного труда, где все молоды, веселы и прекрасны, и где всегда торжествует добро. На лекции вы узнаете, кто открыл Александрову путь в кино, о чём он беседовал с Чарли Чаплиным, как Сталин спас «Весёлых ребят», и как закончилась жизнь прославленного героя сталинской эпохи. Погрузиться в эпоху вам помогут фрагменты из фильмов Григория Александрова, которые будут показаны на лекции.



Лектор – Михаил Калинин, историк, выпускник исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, специалист по советскому кинематографу 1930–1960-х годов, истории повседневности и советской культуре.

Стоимость билета на лекцию – 200 руб.
Для льготных категорий граждан – 100 руб.

Билеты поступят в продажу за час до начала лекции.
Дополнительная информация по телефону: +7(495)-690-05-51 или по почте 6900551@muar.ru

Лекция организована в рамках Года российского кино и выставки «Москва трех Александровых: фотографы и режиссер».
#ГодКино

Константину Мельникову 125!
3 августа 2015 года исполняется 125 лет со дня рождения Константина Степановича Мельникова – легендарного архитектора эпохи авангарда, получившего мировое признание в 20-х годах ХХ века.

В преддверии основных праздничных мероприятий, которые пройдут в начале августа, мы объявляем фото-конкурс #Мельников125, подготовленный совместно с Музеем Мельниковых!

Построек архитектора Мельникова в Москве и Подмосковье сохранилось большое количество. Среди них: гаражи, клубы, общественные здания и жилой дом архитектора. Шедевры авангарда – излюбленные объекты съемки любителей и фотографов-профессионалов. Если вы увлекаетесь архитектурной фотографией - этот конкурс для вас :)
К участию в проекте принимаются работы разных лет и разных техник, фиксирующие геометрию фасадов и лаконичность интерьеров, отдельные детали и объем здания в целом, снимки, сделанные на телефон и черно-белые карточки из семейных архивов. Выкладывайте фотографии в фейсбуке, инстаграме, твиттере, фликре, ВКонтакте (главное – не забывайте про хештэг #Мельников125).
Цифровые изображения можно присылать на почту melnikov125@yandex.ru ДО 20 ИЮЛЯ 2015!



Победители конкурса, имена которых определит жюри, получат призы и станут участниками выставки в Музее архитектуры!

Для удобства фотографов мы прилагаем список основных построек Константина Степановича с адресами в Москве:
Гараж для автобусов – улица Образцова, 19-а
Гараж для грузовых автомашин – Ново-Рязанская улица, 27

Гараж «Интуриста» – Сущевский вал, 33
Гараж Госплана – Авиамоторная улица, 63
Клуб союза коммунальников имени И.В. Русакова – улица Стромынка, 6
Клуб завода им. Фрунзе – Бережковская набережная, 18
Клуб завода «Каучук» – улица Плющиха, 64
Клуб фарфоровой фабрики им. «Правды» в Дулеве – Ликино-Дулево Орехово-Зуевского р-на Московской области, улица Ленина, 1
Клуб фабрики «Свобода» – Вятская улица, 41
Клуб «Буревестник» – 3-я Рыбинская улица, 17
Контора Ново-Сухаревского рынка – Б. Сухаревский переулок, 11, стр. 1
Жилой дом К.С. Мельникова – Кривоарбатский переулок, 10




В рамках проекта в середине июля Михаил Розанов проведет несколько мастер-классов «Фотографируем авангард: приемы и ракурсы».
14 июля 18:00 Лекция Михаила Розанова «Принципы и приемы архитектурной фотографии». Вход свободный
15 июля 18:00 Мастер-класс: Фотографируем клуб Мельникова. Сбор у клуба «Каучук», ул. Плющиха, 64
Участие по предварительной записи pr@muar.ru. Стоимость: 1 000 р. Группа до 20 человек. Просмотр работ и консультация 16 июля 18:00 в Музее архитектуры.

Дополнительная информация: +74956973874

Блокадный дневник академика архитектуры Александра Сергеевича Никольского


В суровую блокадную зиму Ленинграда архитектор А. Никольский создаёт уникальный документ - "Дневник академика архитектуры Александра Сергеевича Никольского с женой Верой Николаевной Никольской, живущих в Ленинграде в квартире 2 дом 9 по Клинскому проспекту во время осады Ленинграда в 1941-1942 гг. и эвакуировавшихся 7 февраля 1942 г. Тираж - один, единственный, именно этот экземпляр. 1-е и последнее издание".
Под этим длинным подробным названием - 127 страниц рукописного текста, иллюстрированного выразительными лаконичными рисунками. Тоненькие листики заботливо и красиво переплетены в виде книги в пестром матерчатом переплёте...

Часть первая. Начало
Месяц и один день шла бомбёжка города. Месяц и один день жена и я торчали на чердаке своего "жакта". Месяц и один день слушали мы в темени чердака тянущее за душу пение немецких моторов, полный томительного ожидания свист бомб и с необлегчающим облегчением мягко качались вместе с домом от взрыва на этот раз не в нас попавшей бомбы.
Сидели, слушали, напрягались, пугались и.... обтерпелись.
Как ни странно, но мы "привыкли" к этим ужасам.
...боевые тревоги начинались регулярно часов с 6-7 вечера и с небольшими перерывами длились всю ночь до утра, то есть до 6 часов.
И так каждую ночь.
Не успеешь спуститься с чердака после отбоя, как опять завоет сирена, и опять идешь на чердак. И так в ночь раз по пяти, по шести.
Спать в промежутки между тревогами не имело смысла. Я пробовал. Только заведешь глаза, как опять завоет сирена, загудят гудки и опять надо лезть на чердак. Некоторые промежутки были не более 5 минут.
...Поэтому я не ложился спать всю ночь и использовал промежутки между тревогами для работы - продолжал делать рисунки к своему стадиону (Стадион на Крестовском острове, строительство которого, начатое перед войной, было прервано - прим. МА) и таким образом проводил время до 6 часов утра.


Вид венчающей галереи и башни стадиона


Центральная парковая площадь на Крестовском острове


Перспектива венчающей галереи стадиона

...Так вот и жили.
...Вот тут появился на сцену замечательный Эрмитаж, с замечательным директором и замечательными его работниками. Мы прожили в Эрмитаже более 2-х месяцев и в нем теперь заканчиваем старый 1941 год.
По своей способности работать в любых условиях, я начал работать и в бомбоубежище. Впечатления переживаемой действительности отодвинули на второй план мысли, связанные со стадионом. Появилaсь новая, более современная тематика и новые рисунки, которых набрался целый альбом - около 30-40 штук...

Часть вторая. Эрмитаж.
...Вход в бомбоубежище 2-е и 3-е через 20-колонный зал, через запасный выход, на двор, под арку. Налево вход во 2-е, направо - в 3-е бомбоубежища.
...Светомаскировки на больших музейных окнах не было, и, следовательно, света зажигать было нельзя. Поэтому в 20-м колонном зале, в торцах его, стояли на полу аккумуляторы с маленькими электрическими лампочками.
Все остальное было черно, как сажа.


Александр Никольский. Эрмитаж. 3-е бомбоубежище.

Часть третья. Новый год.
31 декабря 1941 года. Среда
Сидим в бомбоубежище №3 под Эрмитажем уже 3 месяца. В нашей квартире битые стекла, холодно. Водопровод, канализация и электричество не действуют. Район в смысле обстрела неблагополучен.  Дом старый, непрочный - тряхнет рядом - сам рассыпется.
В убежище нет света уже около 1.5 недель. Нет отопления. Сидим в темноте при коптилках. Собираемся домой.
Но чувствуем себя неплохо и предполагаем встретить новый, 1942 год.
Я склеил из полуватмана небольшую ёлку. Достать настоящую почти невозможно...


Александр Никольский. Эрмитаж. 3-е бомбоубежище

3 января. Суббота
...Верейский говорит, что Москва запрашивает о работах художников Ленинграда, интересуется ими и глядит как на героев.
Действительно - незаметные герои!
Рекомендовал мне тоже послать фото с моих рисунков...

4 января. Воскресенье
...пошёл на В.О. на 3-ю линию отвезти Николаю Николаевичу Степанову, моему помощнику по стадиону, на санках свой макет из пластелина - фигуру красноармейца со знаменем и винтовкой - проект оформления Нарвской площади, получивший на конкурсе 1-ю премию и право на существование...

Часть четвертая. Опять дома
8 января. Четверг
Каждая минута, каждое движение направлены на поддержание существования. 2-3 ошибки в мелочах приводят к серьезным неприятностям, вплоть до смерти.
Вот это в соединении с коротким днём и отсутствием электрчества лишают пока возможности работать.
А работать очень хочется.
Хочется продолжать начатое и исполнить задуманное.
Парк окончен. Четыре папки со 120-ю таблицами рисунков и 60-ю листами фронтисписов, автопортретов, заглавий, объяснений, текста общего и частного к каждой теме - тетради сданы в библиотеку Института гражданских инженеров и лежат рядом с Пиранези в первой комнате в шкафу прямо с левой стороны в нижнем отделении. Вес 4-х папок - полтора пуда.
Эту работу я случайно окончил в момент нападения на нас немцев - без 10 минут четыре утра 22 июня 1941 года.
30 рисунков стадиона - следующая большая работа - сделал во время войны, и даже 3 рисунка сумел сделать во время бомбежки и обстрела. Но это трудно далось.
Эту работу хочется продолжить. в голове уже все ясно сложилось. Дело только за руками, карандашом и бумагой.


Проект стадиона и парка на Крестовском острове. Арх. А. С. Никольский. Конец 1930-х гг.

.....под впечатлением работы над украшением Нарвской площади по заданию Исполкома, задумал новую серию работ.
Я задумал серию памятников - памятных точек боев за Ленинград. Такой - в полном смысле пространственный, коллективный памятник боям на подступах к Ленинграду. Главный объем - доминанта, кругом него - памятные точки - сателлиты, с характерными чертами рода войск и оружия, выраженных в архитектурных формах.
У меня есть наброски огневой точки, батареи, зениток, танков, аэродрома и т.д.
Такое отражение современности, да ещё военной, т.е. передовой техники, невольно наводит на мысль о железобетоне, как единственном (кроме металла) материале, соответствующем замыслу. Надо думать о драгоценной и в то же время  вечной обработке поверхности ж.б. материала.
Вот и тут, как может заметить "вдумчивый" читатель, проскальзывают "тщательно скрываемые" мной мысли, свойственные "конструктивизму", не к ночи будет помянут...

15 января. Четверг
....А жизнь течет своим чередом. Вчера был день исключительный по внешним обстоятельствам. К.И.Кашин защитил диссертацию на кандидата архитектурных наук - 12 голосов из 12-ти присутствующих, и в ночь умер Василий Петрович Малиновский (архитектор, друг А.С. Никольского - прим. МА). Сейчас пришёл от него.

22 января. Четверг
...За три недели по статистике Союза умерло 40 архитекторов - членов Союза. Это по два человека в день.
Смерти уже не потрясают. Нервы притупились...
Но сдавать город нельзя. Лучше умереть, чем сдать.
Я твердо верю в скорое снятие осады и начал думать о проекте триумфальных арок для встречи Героев - войск, освободивших Ленинград.
Специалист должен быть готов всегда, - я и готовлюсь, не ожидая понукания извне, не ожидая заказов...
Арки, я думаю, правильно проектировать с учетом отсутствия всего: материалов, физической силы у рабочих, а главное - времени... Поэтому я придумал временные триумфарки из комбинации гигантских - 20-метровых - знамён, декорированных под арку.
Основа такой конструкции - или трос, перекинутый через улицу с дома на дом, или пожарные лестницы "магирус", по два, по три магируса на арку.



Такую арку легко сделать в 3-4 дня, максимум в неделю. Т.е. сшить красную материю, пришить бахрому, кисти, написать лозунги и слова приветствия, вшить трос и сделать наконечники копий древков. Поставить арку на место займет один, максимум 2 дня. А при сноровке и 1/2 дня...
Мыслей, и конкретных, много, но, к сожалению, фиксация их на бумаге затруднена или просто невозможна.
Нет электричества, а светлое время тратится на обслуживание. При коптилке же работа относительная и почти невозможна...
Работать хочется до черта, а не выходит и досадно, что время уходит даром! В комитете по делам искусств я включен в список на разрешение рисовать по городу. Вот чем можно сейчас заниматься. И интересно и нужно...


Проект временной Триумфальной арки для Ленинграда. Арх. А.С. Никольский

30 января. Пятница
...Вчера, то есть 29-го, я от директора А.И.Сегала получил предложение командировочно эвакуироваться в Молотов в качестве члена делегации Академии (с женой). Решил, совсем неожиданно для себя, принять предложение, а ведь пять раз отказывался.
7 февраля 1942 года мы уехали.


Архитектор Александр Сергеевич Никольский

"Палладио в России"
С 24 апреля по 26 июля 2015 года в Хлебном доме Музея-заповедника «Царицыно» и в Анфиладе главного здания нашего музея будет проходить грандиозная выставка "Палладио в России". Экспозиция поделена на две части: "I часть: от барокко до модерна" будет представлена в Царицыно, а "II часть: двадцатый век" - в нашем музее.


Портрет Андреа Палладио. Около 1600 г. (?) Неизвестный итальянский художник конца XVI–XVII в. Холст, масло. Частное собрание, Москва (Из коллекции И. В. Жолтовского)

Итальянский архитектор позднего Возрождения Андреа Палладио (1508–1580) безоговорочно признан всеми историками искусства самым влиятельным архитектором в мире. Для России Палладио имеет особое значение – палладианство определило не только русскую архитектуру, но и многое в русском сознании и бытии. В сентябре-ноябре 2014 года в венецианском музее Коррер прошла выставка «Палладио в России. От барокко до модернизма / Russia Palladiana. Palladio e la Russia dal Barocco al Modernismo», организованная ГМВЦ «РОСИЗО» при участии Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева. Этот проект Министерства культуры Российской Федерации, реализованный в рамках официальных программ Года туризма России в Италии 2014, вызвал большой интерес итальянской публики. Теперь с ним можно познакомиться и в Москве: расширенная версия проекта будет показана сразу на двух площадках: в Музее-заповеднике «Царицыно» и Музее архитектуры имени А.В. Щусева.


Садовый фасад Таврического дворца.  Конец XVIII в. Бенджамен Патерсен (1750–1815).  Холст, масло, Государственный Эрмитаж.

Истории русского палладианства до 1917 года посвящена экспозиция в Царицыне. Впервые имя Палладио было написано по-русски в заглавии рукописи 1699 года, приписываемой одному из князей Долгоруковых, сподвижнику Петра I. Значение рукописи огромно – это первый трактат об архитектуре на русском языке: в России имя Палладио сразу же маркировало Архитектуру, причем Архитектуру с заглавной буквы.


Модель виллы Ротонда, 1935 г., Александр Петрович Любимов (1885 - 1939).  Дерево резное, масляная краска. Научно-исследовательский музей Российской академии художеств

Капитель пилястры  коринфского ордера. Вторая половина XVIII в . ( ? )  Неизвестный мастер  XVIII в. Дерево. Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств

Расцвет русского увлечения архитектурой Палладио падает на время царствования Екатерины II. В 1779 году по приглашению императрицы в Россию приезжает Чарльз Камерон, а вслед за ним, в 1780 году, Джакомо Кваренги. При Екатерине сформировался замечательный русский архитектор Николай Львов. Эти три великих архитектора и правоверных палладианца определили неоклассицизм – стиль, господствовавший в русской архитектуре вплоть до 1830-х годов. «В моем отечестве да будет вкус Палладиев», – так сформулировал свою задачу русский архитектор Львов: интенсивное строительство, начатое по всей России именно в екатерининское время и преобразившее ее облик, неразрывно связано с именем вичентинца.


Проект дровяного сарая в усадьбе Никольское-Черенчицы. Фасад и план. 1780–1790-е гг. Николай Александрович Львов (1753–1803).  Бумага, тушь, акварель. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева


Собор Вознесения Господня в Софии близ Царского Села. Конец 1780-х – начало 1790-х гг. Джакомо Кваренги (1744 – 1817).  Бумага, тушь, кисть, перо. Государственный музей истории Санкт-Петербурга


Разрез Софийского собора в Царском Селе. Около 1782 г.  Чарльз Камерон (1743? – 1812). Бумага, перо, тушь, акварель. Государственный Эрмитаж

Палладианские прообразы легко читаются в самых разных сооружениях: в церквях, дворцах, общественных зданиях, частных домах. Виллу Ротонда без преувеличения можно назвать самым значимым архитектурным образом для России времени неоклассицизма, недаром она послужила образцом как для собора Святой Софии, знака утопического Греческого проекта Екатерины II, так и для императорских резиденций. Образ помещичьего дома с фронтоном и портиком, отражающегося в водной глади – чисто палладианский знак русского Золотого века, как называют в России первую половину XIX столетия.

Около 1900 года увлечение Палладио вспыхнуло с новой силой, и интерес русского модерна к неоклассике XVIII века и ампиру, слившись с тоской по ушедшей в прошлое культуре усадеб, сделал палладианство неотъемлемой частью культуры Серебряного века.


Усадьба Ахтырка, 1911–1916 гг. Василий Васильевич Кандинский (1866–1944). Дерево, масло. Череповецкое музейное объединение

Советское палладианство ХХ века, представленное в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева – поистине феноменальное явление. И. Жолтовский, И. Фомин, А. Щусев, начинавшие свой творческий путь до революции, и в СССР создавали произведения, пронизанные духом Палладио. Лаконичность палладианского стиля оказалась близка авангардной эстетике революции (известно, что К. Мельников был горячим поклонником творчества великого вичентинца), а затем влияние Палладио заметно и в сталинской архитектуре, возникшей из сложного сплава неоклассики и авангарда. Отдельный зал выставки посвящен творчеству И. Жолтовского, наиболее последовательного палладианца. Завершает экспозицию работа А. Бродского, созданная в преддверии третьего тысячелетия.


Конкурсный проект Ленинградского Дома Советов 1936 г. Лев Владимирович Руднев (1885–1956), Владимир Оскарович Мунц (1903–1974), Леонид Бернардович Сегал (1909–?) при участии Ю.Татарникова и Э. Радзиевского. Бумага, дублированная на ткань, акварель, тушь. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.


Дворец культуры Московско-Нарвского района Ленинграда, 1925-1927 гг.. Александр Иванович Гегелло (1891–1965), Давид Львович Кричевский (1892–1942). Бумага, карандаш, тушь, акварель  Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева

Экспозиция впервые позволяет проследить всю трехсотлетнюю историю русского палладианства, включая значительное число неизданных и неизвестных публике материалов из фондов российских музеев и архивов. Палладианство вошло в плоть и кровь русской культуры, так что влияние Палладио вышло далеко за рамки архитектуры. Поэтому на выставке представлены не только архитектурные рисунки, проекты, чертежи и модели зданий, но также живописные и графические работы таких выдающихся мастеров, как Левицкий, Боровиковский, Сорока, Борисов-Мусатов, Судейкин, Грабарь, Бенуа, Добужинский, Кандинский и Суетин.


Бабушкин сад. 1878 г. Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927). Холст, масло Государственная Третьяковская галерея

На выставке представлены работы из коллекций Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева, Государственного музея-заповедника «Царицыно» , ­Государственного исторического музея, Государственной Третьяковской галереи, Московского музея-усадьбы «Останкино», а также других музеев и частных собраний.
Кураторы выставки: научные сотрудники Эрмитажа Аркадий Ипполитов и Василий Успенский.

Выставку сопровождает каталог на русском языке, подготовленный кураторами, сотрудниками Эрмитажа - А.В. Ипполитовым и В.М. Успенским.

Подробная информация: http://muar.ru/component/k2/item/772-palladio-v-rossii

ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ "КРУПНЕЙШИЕ ГОРОДА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ПЕРИОДА УРБАНИЗАЦИИ"
0_265aa_e872cda2_XL7
13 января - 31 марта 2015
Авторский цикл лекций Ивы Серженко посвящен специфике развития крупнейших городов Российской империи в конце XIX – начале ХХ веков. Речь пойдет не только о крупнейших городах государства, но и важнейших региональных центрах – городах Урала, Дальнего Востока и курортных городах юга России. Рост численности населения, необходимость развития общественного транспорта, распространение многоэтажной застройки, политика городского самоуправления и влияние частного капитала на изменение облика города – о том, как решались эти и многие другие насущные вопросы городской жизни рубежа веков, и будет рассказано на лекциях. Особое внимание будет уделено отдельным личностям, сыгравшим важную роль в истории того или иного города Российской империи. Рассказ будет сопровождаться богатым иллюстративным материалом, воспоминаниями современников и заметками из местной прессы.

Лектор – Ива Ильинична Серженко, научный сотрудник Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, специалист по градостроительству России рубежа XIX – ХХ веков.

13 января, вторник, 19:00
Киев. На лекции вы узнаете, почему в начале ХХ века Киев называли «третей столицей» Российской империи, почему город был своеобразной «экспериментальной площадкой» новейших градостроительных принципов и технологий, как городские власти использовали опыт крупнейших европейских городов в совершенствовании городской среды, какие города являлись для Киева примером, и как решался один из самых насущных городских вопросов – жилищный.

20 января, вторник, 19:00
Одесса. В лекции речь пойдет об одном из самых важных транспортных и экономических центров Российской империи. Вы узнаете, в чем была уникальность планировки центральных улиц Одессы, как в одном городе уживались функции курорта, порта и центра торговли, благодаря трудам каких архитекторов и заказчиков в городе появлялись здания, не имеющие аналогов на территории России, и как горожане воспринимали их. Роль городского самоуправления и городских глав Одессы.

27 января, вторник, 19:00
Варшава. В лекции пойдет речь о самом западном из крупнейших городов Российской империи, о соотношении «русского» и «польского» в архитектуре и панировке города. Вы узнаете, какую роль в жизни Варшавы играла железная дорога, появившаяся в городе одной из первых в России и соединявшая город с крупнейшими европейскими столицами.

3 февраля, вторник, 19:00
Рига. В Лекции пойдет речь об одном из самых динамично развивавшихся городов Российской империи в конце XIX – начале ХХ века. Слушатели узнают, каким образом город справлялся с темпами роста населения, сопоставимыми с Москвой и Петербургом, о появлении в городе кольца бульваров и реализации проекта Города-сада. Также речь пойдет о деятельности Главы города Джорджа Армистела, о строительном буме, связанном с появлением нового свода Рижских строительных правил, а также о «немецкой» и «русской» партиях в городском управлении.

10 февраля, вторник, 19:00
Нижний Новгород. Лекция посвящена одному из самых крупнейших экономических центров России периода урбанизации, одному из лидеров по развитию городского хозяйства и благоустройства России, часто опережавшего даже Москву и Санкт-Петербург. Речь пойдет о всероссийской промышленной выставке 1896 года, сыгравшей одну из главных ролей в развитии города, а также о предпринимателях и промышленниках, изменивших облик Нижнего Новгорода в начале ХХ века.

17 февраля, вторник, 19:00
Саратов. Почему именно в конце XIX – начале ХХ века Саратов значительно изменил свой облик? Вы узнаете о влиянии строительства новых образовательных учреждений города на городскую среду, об особенностях Саратовского модерна и любви местных архитекторов к стилистике средневекового зодчества. Также слушатели смогут узнать, как Саратов едва не потерял своего статуса из-за обмеления Волги в начале ХХ века, и почему центр города был значительно удален от берега реки.

24 февраля, вторник, 19:00
Астрахань. Лекция посвящена жизни и развитию в начале ХХ века древнейшего центра торговли в России. Слушатели смогут узнать об изменениях градостроительного плана Астрахани, вызвавшего немало споров в городском правлении при его утверждении. Вы узнаете об особой роли деревянных зданий в архитектуре Астрахани и первых памятниках, привлекавших туристов со всей России.

3 марта, вторник, 19:00
Архангельск. На лекции речь пойдет об одном из самых важных портов России конца XIX - начала ХХ веков и государственной политике переселения людей в северные районы страны. Лектор расскажет о значении железнодорожного строительства в условиях тундры, о влиянии Воздвиженской и Маргоритенских ярмарок на развитие планировки города, об истории Архангельского порта и международной торговле, об особенностях деревянной застройки Архангельска, ставшей главным туристический объектом, о влиянии частых пожаров и наводнений на архитектуру Архангельска и о личности Петра I как главной туристической достопримечательности.

10 марта, вторник, 19:00
Крупнейшие города Урала. На лекции речь пойдет о проблеме выхода уральского региона из кризиса второй половине XIX века, о роли иностранного капитала в развитии городов Урала и об изменениях регулярных планов городов в конце века. Лектор расскажет об основных архитекторах и строителях уральских городов, а также об архитектурных конкурсах, выставке «Урал и его богатство» 1911 года в Санкт-Петербурге.

17 марта, вторник,  19:00
Города Сибири: Омск, Иркутск, Томск. В лекции речь пойдет о важнейшем этапе развития городов Сибири, влиянии на жизнь региона Транссибирской магистрали и Алтайской железной дороги, об архитекторах и инженерах, участвовавших в застройке главных экономических и транспортных узлов востока страны, чье творчество определило внешних облик крупнейших городов региона. Слушатели узнают, как сказалась на градостроительстве Сибири новое законодательство 1892 года и Западно-сибирская выставка 1911 года.

24 марта, вторник, 19:00    
Главные города Дальнего Востока России: Владивосток и Хабаровск. В лекции речь пойдет об особенностях и проблематике планировки городов Дальнего Востока Российской империи, где колоссальное распространение получил неорусский стиль. Вы узнаете об особенностях храмового строительства и развитии города во время Первой мировой войны, о роли железной дороги в жизни и градостроительном развитии центров Дальнего Востока.

31 марта, вторник, 19:00
Курортные города юга России. В лекции пойдет речь о специфике развития курортных городов во второй половине XIX – начале ХХ веков, о соотношении частного и государственного владения курортами Минеральных вод в конце XIX – начале ХХ века и архитектурном решении основных строений на их территории. Вы узнаете об изменениях архитектуры городов Кавказа после создания Черноморской губернии, об архитектуре Ялты  - первого города России, где лечение и комфорт приезжих было признано главной задачей города.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Как попасть на лекции:
1 вариант. Купить разовый билет в день лекции.
Стоимость: 200 руб., при наличии льгот -  100 руб.
Билеты поступают в продажу за час до начала лекции.
2 вариант. Заранее купить абонемент на весь цикл (абонементы уже продаютс в кассе музея по адресу ул.Воздвиженка, д.5/25). Стоимость абонемента на цикл «Крупнейшие города Росийской империи периода урбанизации» (12 лекций) - 1800 руб. При покупке абонемента за слушателем закрепляется определенное место в зале, котрое он может выбрать в момент покупки. Абонементы обмену и возврату не подлежат.

В расписании лектория возможны незначительные изменения. Следите за обновлениями на официальном сайте музея www.muar.ru
в разделе "Лекции".


ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ АННЫ ГУСЕВОЙ «АРХИТЕКТУРА ЯПОНСКОГО ДОМА ОТ ИСТОКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ»
m112

ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ «АРХИТЕКТУРА ЯПОНСКОГО ДОМА ОТ ИСТОКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ»
17 Января - 7 Марта 2015

Японский дом - с чем он ассоциируется? Минимальный декор, пустые не загромождённые мебелью пространства, натуральные материалы — всё это, но не только. Форма, тектоника, функции японского дома складывались веками, и видоизменялись вместе с бытом его обитателей. Какие-то элементы ушли, когда в них отпала необходимость, но многие остались. Цикл лекций рассматривает типологию японского дома и эволюцию его архитектурного языка от истоков до наших дней в поисках традиции, которая стала частью современного архитектурного контекста. Лектор - Анна Валентиновна Гусева, специалист по архитектуре и культуре Японии, кандидат искусствоведения, PhD Токийского университета, доцент факультета истории (направление истории искусства) НИУ ВШЭ.
17 января, суббота, 14:00 - "Архетип японского дома".
Истоки японской архитектуры уходят корнями в глубь тысячелетий эпохи Дзёмон. Архитипичные элементы японского жилища сохранились в архитектуре святилищ, хозяйственных построек, и деревенского жилища типа «минка».

24 января, суббота, 14:00 - "Дом аристократа".
Государство и появление города в VI – VIII веках привело к формированию нового типа жилища — дворца и виллы аристократии. Начиная с IX века формируется и оттачивается тип «синдэн-дзукури» — сложно организованного и легко трансформирующегося жилого пространства, принципы организации которого сохранились до наших дней.

31 января, суббота, 14:00 - "Дом самурая".
Приход к власти военного сословия внёс значительные изменения в повседневный быт и архитектуру жилища, которое теперь должно было не только защищать от дождя и холода, но и от врага. Оформлением замков и дворцов новых правителей-сёгунов занимались лучшие художники и мастера Японии.

7 февраля, суббота, 14:00 - "Дом ученого".
Лаконизм, монохромность и минимализм интерьера, которые сегодня ассоциируются с японским стилем в жилище, восходят к архитектуре «учёных келий» или «сёин-дзукури». Кабинет отшельника эпохи Муромати (XIV – XVI века) стал тем первоначальным элементом, откуда началась архитектура виллы Кацура-рикю, которую архитектор-модернист Бруно Таут назвал квинтэссенцией японской традиции.

14 февраля, суббота, 14:00 - "Дом горожанина".
Население города Эдо, современного Токио, в начале XVIII века было свыше миллиона жителей, которые жили не менее разнообразно и скученно, чем в любом современном мегаполисе. Многие архитектурные детали и конструктивные элементы городского дома «матия» эпохи Эдо не устарели со временем, но стали частью живой архитектурной традиции.

21 февраля, суббота, 14:00 - «Дом нового быта»: от матия до апато".
После реставрации Мэйдзи 1868 года, в Японии происходит активное освоение западноевропейских идей и технологий. Современная жизнь привносит значительные изменения и в повседневный быт. ХХ век стал для японского дома эпохой поиска новых форм и функции жилища, отвечающего требованиям современной жизни.

28 февраля, суббота, 14:00 - «Компактный дом»: возможности и решения".
Послевоенная экспансия пригородов и рост цен на землю, поставили перед архитекторами вопрос: как удешевить строительство дома без ущерба для его качества? В 1967 году архитектор Адзума Такамицу предложил концепцию «компактного дома», в котором проблема площади решается за счет работы с организацией пространства. К 2000-ым годам это направление поисков уже вышло за пределы Японии.

7 марта, суббота, 14:00 - "Современный дом: поле для экспериментов".
Проблемы экологии, перенаселённости городов, старение населения, недостаток жилья или его стандартизация — эти глобальные вопросы встают перед всеми архитекторами. Однако в Японии именно частный дом стал тем полигоном, где современные архитекторы имеют возможность опробовать свои самые смелые идеи.

-----------------------------------------------------------------------------

Стоимость билетов:
Лекционный билет – 200 руб.
Льготный лекционный билет – 100 руб.
Билеты поступают в продажу за час до начала лекции.

В продаже уже имеются абонементы на весь цикл.
Стоимость абонемента на цикл «Архитектура Японского дома» (8 лекций) - 1200 руб.
Абонементы обмену и возврату не подлежат.

В расписании лектория возможны незначительные изменения. Следите за обновлениями на официальном сайте музея, в разделе "Лекции".

Лекция «Павильон Мельникова в Салониках»
Анонс(8) copy

10 декабря, 19:00
Лекторий, Флигель «Руина»

Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева совместно с Фондом «Московское время» представляет уникальную авторскую лекцию директора Государственного Музея Современного искусства в Салониках Марии Тсансаноглу и архитектора Алексиса Далласа, посвященную одной из малоизученных построек Константина Мельникова — павильону СССР в Салониках.

После грандиозного успеха, который имел Советский павильон на Международной выставке в Париже 1925 года, правительство поручило Константину Мельникову спроектировать павильон для Международной ярмарки 1926 года в Салониках. В ходе лекции речь пойдет не только об истории строительства уникального здания, основанной на архивных изысканиях авторов, но и о возможной будущей реконструкции павильона на его историческом месте.

Лекторы:
Алексис Даллас (Alexios Dallas) – архитектор, выпускник Aristotle University, Thessaloniki и Berlage Institute Amsterdam.
Мария Тсансаноглу (Maria Tsantsanoglou) – директор Государственного Музея Современного искусства в Салониках, специалист в области советского авангарда. Занималась культурными связями в Греческом посольстве в Москве, где в 1997-2002 годах занимала должность пресс-аташе. В 1997–2001 гг. читала лекции в МГУ им. Ломоносова.  С 2002 года является хранителем коллекции Георгия Костаки в Государственном Музее Современного искусства в Салониках, преподает историю русского искусства XIX–XX веков в Университете Македонии в Салониках.

Лекция организована при поддержке фонда «Московское время».

Лекция пройдет в лектории Музея Архитектуры по адресу Москва, ул. Воздвиженка, д.5/25
Лекция пройдет на русском и английском языках (с последовательным переводом).

Стоимость билета: 200 руб. (100 руб. льготный).
Дополнительная информация: +(495) 6900551, 6900551@muar.ru


Лекционный сезон 2014-2015
У нас хорошие новости! На сайте музея появилось расписание лекций!
Новый лекционный сезон 2014-2015 откроет цикл Государственного Музея Константина и Виктора Мельниковых, посвященный жизни и творчеству великого архитектора - Константина Степановича Мельникова.
Авторский цикл лекций Анны Пожидаевой посвящён античности - важнейшему периоду в развитии европейской архитектуры. Мария Рогозина и Вячеслав Нечаев расскажут о фотоколлекции музея архитектуры, одном из богатейших собраний архитектурной фотографии в стране, насчитывающем более 600 тысяч фотоотпечатков. Авторский цикл лекций Елизаветы Лихачевой традиционно посвящён основам изучения архитектуры как искусства. На примере наиболее известных архитектурных памятников вы научитесь не только отличать один архитектурный стиль от другого, но и "читать" здание, описывать его, а главное - понимать закономерность развития архитектурной формы.
В авторском цикле Марины Лопуховой "Столицы Ренессанса" речь пойдет об искусстве, культуре и градостроительной политике властей крупнейших городов Европы эпохи Возрождения. Анна Гусева - специалист по архитектуре и культуре Японии, расскажет о типологии японского дома и эволюции его архитектурного языка от истоков до наших дней. В цикле лекций Ивы Серженко "Крупнейшие города Российской Империи периода урбанизации" вы сможете проследить градостроительное развитие главных центров Российской Империи: Одессы, Киева, Владивостока, Саратова, Астрахани и многих других. Также по многочисленным просьбам наших слушателей в Феврале 2015 года мы заново запускаем большой цикл по истории русской архитектуры, который традиционно открывают лекции Юлии Ратомской, посвященные средневековому зодчеству Древней Руси.

В начале сентября в продажу поступят абонементы на каждый из заявленных циклов. Обращаем ваше внимание, что количество мест для обладателей абонементов ограничено - их всего 50 на каждый цикл.
С подробным расписанием вы можете ознакомиться на нашем сайте, в разделе "Лекции".

Скандал вокруг Дома Мельникова
Оригинал взят у varlamov.ru в Скандал вокруг Дома Мельникова

Дом Мельникова, наверное, один из самых известных памятников совет­ско­го авангарда. Построили его на Арбате в конце 20-х годов по проекту Константина Мельникова. Трехэтажный особняк считается вершиной творчества архитектора. Удивительно, но широкой публике проект плохо известен. Некоторые даже не знают, что он до сих пор стоит в самом центре Москвы практически в первозданном виде. Здесь свою роль сыграло местоположение памятника. Он спрятан в Криво­арбат­ском переулке, за забором и деревьями его практически не видно с улицы.

Сейчас вокруг дома разгорелся скандал. В доме в настоящее время проживает внучка архитектора, которую государство хочет выселить, чтобы сделать в доме музей. Я попытался разобраться, кто в этой ситуации прав и что будет дальше со знаменитым домом.



Дом уникальный уже только потому, что в конце 1920-х годов, когда в СССР шло сворачивание НЭПа, а по всей стране началось строительство домов-коммун, одному человеку разрешили построить частный дом в центре столицы. Получится такой удивительный особняк в самом центре.

Архивные фотографии стройки. В центре снимка К.С. Мельников с сыном


Каркас дома в процессе строительства (у дома — К. С. Мельников с женой Анной Гавриловной), 1927—1929 годы


Посмотрите, каким дом был после строительства. Его было хорошо видно с улицы.


Вскоре выросли деревья и соседние дома, дом стало можно рассмотреть только зимой с соседней крыши.




Еще вид с крыши


Задний фасад с участка.


В доме шикарные интерьеры. На фото в своей мастерской запечатлен сам Константин Мельников.








Первоначально была такая спальня. Сейчас она утрачена.


Потом поставили обычную кровать )


Сейчас дом выглядит так. Деревья и забор полностью скрыли его от посторонних глаз.


После смерти Константина Мельникова, его дом был неофициально превращён в сравнительно закрытый музей, хозяином и хранителем которого вплоть до 2006 года являлся сын Константина Степановича, художник Виктор Мельников.

Теперь о конфликте.

Сам Мельников завещал свой дом детям, Виктору и Людмиле. После смерти отца в особняке поселился его сын Виктор Мельников. В 1988 году сестра тоже захотела заселиться в памятник и подала на брата в суд, с требованием отдать ей половину дома. Мосгорсуд присудил Людмиле Мельниковой половину дома-мастерской, но без права проживания в нём.

В 2003 году Виктор Мельников оформил дарственную своей доли дома на одну из своих дочерей, Елену. Однако, в начале 2005 года Виктор Константинович заподозрил дочь в том, что она «обманным путём» вынудила его подписать дарственную на дом и исключил ее из завещания.

Своей душеприказчицей он назначил старшую дочь, Екатерину Каринскую, но в начале марта 2005 года объявил, что завещает дом Константина Мельникова, всю коллекцию его произведений, а также всю коллекцию собственных произведений государству, лишая обеих дочерей наследства.

Вот текст завещания:


Завещая свою долю в собственности Российской Федерации, В. К. Мельников передал в дар государству и свои художественные произведения, поставив условие создания в доме музея отца и сына Мельниковых.

Вторая наследница Мельникова, его дочь Людмила (скончалась в 2003 году), завещала принадлежащую ей 1/2 долю в собственности своему сыну, который продал ее сенатору Гордееву, в итоге передавшем половину дома государству.

Итак сейчас половина дома принадлежит государству, вторая половина по завещанию должна отойти государству, при условии создания там музея.

Вот тут и разгорелся конфликт. Дело в том, что в последние время в доме проживает внучка Мельникова, Екатерина Каринская. Проживает она там на основании прописки (в дом обе внучки прописались в 1993 году). Но в 1996 году суд признает прописку недействительной и выселяет внучек из дома.


Каринской прописку никто не аннулировал, и у нее до сих пор в паспорте стоит этот штамп. На основании этого штампа она сейчас живет в этом доме и никого туда не пускает. Государство считает, что штамп недействительный и у Каринской нет оснований проживать в доме. Каринская считает недействительным решение суда в 1996 году.

Все последние годы шли неспешные суды, делилось наследство, велись споры о том, что должно быть в знаменитом доме. И вот Министерство культуры решило наконец удовлетворить волю покойного Виктора Мельникова и создать в доме музей.

На этом основании музейщики попросили внучку освободить помещение. Та отказалась, усомнившись в том, что государство сделает там правильный музей. Также она потребовала, чтобы ее назначали директором музея. Государство отказалось, с какой стати внучку назначать директором?

В последнее время у представителей Музея архитектуры начали возникать опасения за сохранность памятника архитектуры. Внучка, проживающая там, должным образом не заботится о памятнике и обстановке. Например, по словам музейных работников, в доме бывает собака, на антикварном диване играют дети, а редкий ковер 20-х годов чистят моющим пылесосом. В общем, в доме ведется обычная жизнь, которая не совместима с охраной памятника.


Последней каплей стало приглашение внучкой какой-то компании, которая поменяла в доме инженерные коммуникации. Из этого события, которое ни с кем не согласовывалось, устроили рекламную акцию с вечеринкой.

Вот директор компании хвастается новой колонкой, которую они поставили старушке на кухне:


Вот вечеринка для спонсоров, которую закатили в доме:


Для Министерства культуры это стало последней каплей и оно перешло в наступление. Был нанят ЧОП, который приехал в дом и обнаружил там мужа внучки. Муж в доме не прописан и по мнению государства находиться в памятнике не может, за что и был выдворен. Позже приехала армия защитников, которую ЧОП тоже прогнал. Скандал пошел в СМИ. ЧОП взял дом на охрану и перестал пускать туда кого-либо кроме внучки, у которой в паспорте был штамп.

В ответ внучка тоже перестала пускать в дом кого-либо, так как Российская Федерация еще не вступила в права наследства, поскольку наследственное дело приостановлено, а сама она является исполнителем завещания.

Получить комментарии от внучки мне не удалось. Она никого не пускает на порог.


Комментарии от представителей музея:


Позиция государства в этом вопросе:

Что получат внучки Мельникова?

Согласно статье 1149, 3й части Гражданского кодекса РФ независимо от содержания завещания, они обе имеют право на обязательную долю в наследстве. Каждая из дочерей Виктора Константиновича имеет право на 1/8 часть Дома Мельникова. Судом определено, что Дом Мельникова не подлежит разделу в натуре, в случае, если наследницы истребуют свои доли, им будет выплачена компенсация, размер которой будет определять суд. Компенсация будет выплачиваться из бюджета Российской Федерации.

А почему Екатерина Каринская не может жить в Доме до тех пор, пока завещание не будет признано исполненным?

Потому, что в музее жить нельзя. До тех пор, пока Дом является жилым, он не может стать объектом музейного показа, а предметы в нём находящиеся стать частью музейного фонда. Это прямое нарушение Федерального закона № 54-ФЗ от 26.05.1996 «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации». Также необходимо учитывать, что бытовое использование памятника наносит вред не только зданию, но и предметам мемориальной обстановки.

Что касается прав Екатерины Каринской на проживание в Доме, то их не существует. Она не собственник, её регистрация в Доме аннулирована. «Моральное» право тоже миф, т.к. не смотря на её утверждения, она не проживала в Доме с рождения, более того, бОльшую часть своей жизни она жила в других местах. Единственным человеком, который жил в Доме Мельникова всю свою жизнь был Виктор Константинович Мельников. А за время ее незаконного пребывания в Доме, он по ее вине понес существенные утраты, вместо сохранения памятника Каринская лишь использовала его в своих личных целях. Так что ни о каком «моральном праве» речи быть не может.

Что теперь будет с Домом Мельникова?

Дом Мельникова станет частью экспозиции Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых.


Почему государство решило создавать музей именно сейчас? И почему оно не делало этого раньше?

До 2010 года государство не могло предпринимать активных действий по созданию музея, т.к. были не решены вопросы собственности на Дом и архив. После того, как Российская Федерация стала собственником половины Дома, в течение четырёх лет, представители государства, как сотрудники государственных и муниципальных органов, так и сотрудники Музея архитектуры пытались договориться с Екатериной Каринской и организовать Музей Виктора и Константина Мельниковых, тем самым выполнив завещание В.К. Мельникова. Эти попытки не имели результата. Более того, проверка, проведённая специалистами Мосгорнаследия, выявила, что за последние полгода, Екатерина Каринская провела в Доме ремонтные и строительные работы, уничтожившие часть подлинных конструкций. Также известны случаи проведения в Доме мероприятий, угрожающих его сохранности, таких как киносъёмки и светские приёмы, на которых использовалось оборудование с открытым огнём. Все эти факторы, плюс готовность Министерства культуры выделить средства на обследование и реставрацию Дома уже в этом году, обусловили принятое решение о начале музеефикации Дома и его мемориальной обстановки.


Действия государства очень напоминают рейдерский захват. Насколько они законны?

Рейдерский захват произошёл в 2006 году, когда Екатерина Каринская самовольно вселилась в Дом и начала распоряжаться им как своей собственностью.


Когда начнётся реставрация Дома Мельникова?

Реставрация – процесс длительный. Сначала, как мы предполагаем до конца этого года, будет проведено обследование, после этого будет объявлен конкурс, на котором будет выбран оптимальный проект реставрации. Полная реставрация Дома Мельникова, вероятно, затянется на несколько лет.


Планируется ли выплата компенсации Е. Каринской за многолетнее содержание Дома?

Екатерина Каринская проживала в Доме Мельникова и извлекала выгоду из этого. В Доме проводились платные экскурсии, он сдавался в аренду для проведения киносъёмок и проч. Поимо этого, Каринская самовольно и незаконно провела ряд строительных работ, исказивших облик памятника. Скорее она должна компенсировать тот вред, что был нанесён Дому за прошедшие восемь лет.




Позиция проживающей в доме внучки Мельникова Каринской с комментариями представителей государства

Так как она по совету адвокатов отказалась давать какие-либо комментарии, я попросил дать комментарий Николая Васильева, который знаком с ней лично много лет и хорошо знает. Комментарии давал Павел Кузнецов, директор Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых.

1. Екатерина Викторовна обязана передать дом с обстановкой в руки Государственного музея, учрежденного согласно завещанию. Пока что никаких достаточных учредительных документов ей не предъявлено (и на сайте того же минкульта их нет). Это безотносительно того, живет она в дома или нет.

Комментарий:

Документы об учреждении ей были предъявлены 13 августа непосредственно в Доме Мельникова. Это приказ Минкультуры №350 от 27.02.2014 г. об учреждении музея в качестве филиала и устав с изменениями. В письме 2006 года на имя М.Е. Швыдкого она сама просила учредить музей в качестве филиала ГНИМА им. А.В. Щусева. Правительством РФ Минкультуры России делегированы права по учреждению музеев, а в какой форме их учреждать - оно само выбирает.

Отдельно хотим отметить, что статус Каринской в качестве исполнителя завещания не предполагает согласования ей каких-либо документов по учреждению музея, утверждению концепций музея, экспозиции и т.д. У нее не права, а обязанности - передать имущество наследнику (Российской Федерации).

Что касается стр. 17 по адресу Воздвиженка, 5/25 (часть усадьбы Талызиных, т. наз. "Дом садовника") - там выделено 300 кв м под размещение экспозиции, хранение фондов и сотрудников музея. Это буквальное выполнение завещания Виктора Мельникова - иметь отдельное от Дома Мельникова помещение для указанных целей. Этот адрес является также юридическим адресом филиала.

В настоящий момент не существует быстрого решения по размещению музея К. и В. Мельниковых прямо на Арбате, но мы над этим работаем с Правительством Москвы, и основания для оптимизма у нас есть. При этом стоит отметить, что Завещание Мельникова В.К. не содержит конкретных указаний относительно удаленности отдельного помещения от Дома Мельникова.




2. Екатерина Викторовна имеет полное право там проживать. Да, запрос из УВД в УФМС сделанный в четверг не опубликован, но он есть и можно ещё его сделать. Мог даже музей, но не захотел, или Музею не понравился ответ. УФМС регистрацию подтвердил. Соответственно ссылка на постановление Пресненского суда 1996 года нерелевантно.

Комментарий:

Решение Пресненского суда 1996 года вступило в силу, обязательно для всех госорганов, включая УФМС, бессрочно, и не требует принудительного исполнения приставами в части признания регистрации недействительной.

Решение вынесено по иску Людмилы Мельниковой (дочери архитектора Мельникова) о том, что обе сестры (ее племянницы) прописались в доме незаконно без ее согласия. Это сделал ее брат Виктор Мельников. Таким образом, прописка обеих сестер изначально была незаконна и получена обманом, что суд и подтвердил своим решением.

У Елены Мельниковой такой же паспорт с таким же штампом, как и у Каринской. Однако она выполняет решение суда и ей не приходит в голову вселяться в Дом. По логике Каринской, Мельниковой тоже надо въехать в дом и жить там.

Главное. Право проживания определяется не УФМС и не штампиком в паспорте, а правом на помещение. У Каринской такого права нет и никогда не было. Собственность на помещение принадлежит РФ. Только собственник определяет порядок пользования своим помещением.

Никакого подтверждения регистрации Каринской в Доме из УФМС не было - они всего лишь запросили дополнительную информацию. У нас нет на руках копии, она в полиции (им было адресовано письмо).



3. Является ли Каринская добросовестным пользователем объекта культурного наследия? Пока не доказано обратное - является. Тем нарушения, которые ей вменяют далеко не все зависят от её воли. Фундаменты не она рушит. Пол в ванной прогнил из-за огрехов реставрации 1990-х. Штукатурка отваливается от дранки в гардеробной по той же причине - есть заключение Технической экспертизы 2002 года.

Из свежих вещей - убрать газ из дома было решено ещё в 1990-е, но не было выполнено.
Новый котел, насколько я знаю, к системе отопления не подключен. На месте его был совсем не котел 1929 года, а советская рухлядь, попросту опасная.

Как только газ убрали в доме стало гораздо лучше в плане качества воздуха и состояния картин и прочего. Надо было раньше это сделать. Но с департаментом культурного наследия это не согласовано, так что по букве закона это наверняка признают нарушением. Да, Каринская старательно платила и за свет и коммуналку и сигнализацию. Государство не заплатило ни копейки, хотя 4 года владеет половиной.

Комментарий:

Никаким добросовестным пользователем она не является: ей известно об отсутствии у нее прав на дом + известно о решении о выселении и аннулировании регистрации 1996 года. Даже с юридической точки зрения, это никакая не добросовестность. Кроме того, в законодательстве нет такого понятия - добросовестный пользователь объекта культурного наследия. Его изобрела Каринская.

О состоянии ванной, гардеробной, фундаментов - мы давным-давно были готовы начать процесс обследования с последующей реставрацией Дома, нас и Минкультуры в дом не пускали, под любыми предлогами (болит голова, занята, в отъезде, на даче, в поликлинике и проч.) и без них. Поэтому решать эти очевидные проблемы Музей по ее вине просто не мог.

Относительно системы отопления и газа в Доме - согласование с ДКН это не просто бумажка, а гарантия того, что работы будут произведены максимально деликатно по отношению к памятнику. В Доме существовала уникальная система вентиляции и отопления (часть предмета охраны, между прочим!) - состояние которой сейчас вызывает серьезные вопросы. Судя по наличию в доме запаха сырости и гнили, она уничтожена. Проведение Каринской строительных работ в доме, который ей не принадлежит, даже не поинтересовавшись мнением собственника (Музея) - вообще за пределами закона и здравого смысла. Как и проведение светских приемов в Доме с использованием открытого огня. Это же касается всех работ, которые она произвела в Доме.

По поводу коммунальных платежей. Если бы она не проживала в Доме - их было бы на порядок меньше. Музей ни разу не отказал в оплате коммунальных платежей, а оплачивать из федерального бюджета ее личные расходы - подсудное дело. Все обязательные платежи такие как, например, налог на недвижимость, Музей оплачивал.



4. Случаи платных экскурсий в дом мне неизвестны. Более того, была проблема сбора денежных пожертвований, приходилось отказываться, потому что неизвестно как их оформлять.

Комментарий:

А нам известны. Регулярно проводились платные экскурсии. Есть много свидетелей, можем предоставить аудиозапись одной из таких экскурсий. Она предоставлена музею, автор просил его имя не называть. Причем Каринская объявляет их как бы "бесплатными", а по итогам 30-минутного визита, не стесняясь, берет 10 тыс рублей "на сохранение Дома". А Дом, как видите, в ужасном состоянии. Куда идут эти средства от использования государственной собственности? У нас ответа нет, но есть подозрение.



5. Опись была сделана после смерти Виктора, делала ее Главный хранитель ГНИМА Ирина Седова. Заявления о якобы имевшей место пропаже предметов мемориальной обстановки несостоятельны после попыток рейдерского захвата дома. В отсутствии Каринской можно было внести и вынести всё, что угодно.

Комментарий:

В 2008 году музей действительно начал проводить опись мемориальной обстановки, которая так и не была завершена и не существует как официальный документ. Сотрудники музея используют тот черновик в своей работе. Но: важно - в него вошло не более 350 единиц – и лишь те предметы, на которые при проведении описи указывала Е.В. Каринская! То есть сплошной описи всей мемориальной обстановки произведено НЕ БЫЛО. По оценкам музея, в опись должны войти ещё более 600 позиций: это фотографии, стеклянные негативы, дневники и альбомы Константина Степановича, его личные вещи и др.

Кроме того, даже те предметы, которые присутствовали в черновом варианте описи 2008 года требуют проверки сохранности и их наличия в Доме на сегодняшний день. Ну, например, невооружённым взглядом без проведения экспертизы видно, что живопись на первом этаже осыпается, имеются утраты красочного слоя, холст коробит, а подрамник рассыхается.

По предварительной оценке, из Дома пропали некоторые предметы мемориальной обстановки. Музей будет обращаться в полицию по факту выявленных пропаж.

Комиссия Музея рейдерским Дом не захватывала, его захватила группа лиц во главе с Каринской вечером 13 августа.


---------------------------------------------
Чтобы сделать перепост, нажмите на одну из кнопочек ниже:


Советую также подписаться на мои странички в:
Фэйсбук
ВКонтактик
Основной Твиттер
Спам Твиттер

Реклама в этом блоге
Чем я занимаюсь
За что я баню
Хотите дать совет? Вам сюда!
Я в других социальных сетях
2007 Copyright © GorObmen.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования