Недвижимость, Жилищное право
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД

ВИДЫ И НАЗНАЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Виды жилых помещений специализированного жилищного фонда

Раздел IV Кодекса содержит две главы, в которых достаточно подробно определены виды и назначение специализированных жилых помещений, а также урегулированы основные отношения, связанные с предоставлением таких жилых помещений и пользованием ими. Главной концептуальной новеллой этого раздела можно считать усиление договорного начала в регулировании указанных отношений.

Статьи гл. 9 раздела IV Кодекса содержат нормы, определяющие виды и назначение специализированных жилых помещений. Напомним, что в соответствии с целевой классификацией видов жилищного фонда, установленной в ст. 19 Кодекса, специализированный жилищный фонд - это совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов. Поэтому жилые помещения частного жилищного фонда ни при каких обстоятельствах не могут быть отнесены к специализированному жилищному фонду.

В ст. 92 Кодекса установлен перечень видов объектов специализированного жилищного фонда (специализированных жилых помещений). К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся:

1) служебные жилые помещения;

2) жилые помещения в общежитиях;

3) жилые помещения маневренного фонда;

4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения;

5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;

6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами;

7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.

Данный перечень сформулирован как исчерпывающий. Целевое назначение указанных жилых помещений определяется в ст. ст. 93 - 98 Кодекса, о чем подробнее будет сказано ниже.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Вопрос о том, является ли то или иное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу ст. 5 ФЗ от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" <1> (далее - Вводный закон), исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 15; N 52 (ч. I). Ст. 5597; 2006. N 27. Ст. 2881; 2007. N 1 (ч. I). Ст. 14; N 49. Ст. 6071; 2009. N 19. Ст. 2283; 2010. N 6. Ст. 566.

Основанием для включения конкретных помещений в специализированный жилищный фонд и исключения жилых помещений из указанного фонда является решение соответствующего органа, который от имени собственника управляет государственным или муниципальным жилищным фондом.

В настоящее время применяются Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 697.

В соответствии с п. п. 3 и 4 указанных Правил отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.

Жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Для отнесения жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда заявитель представляет в орган, осуществляющий управление государственным или муниципальным жилищным фондом (орган управления), следующие документы:

а) заявление об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда;

б) документ, подтверждающий право собственности либо право хозяйственного ведения или оперативного управления на жилое помещение;

в) технический паспорт жилого помещения;

г) заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям.

Данное заявление рассматривается органом управления в течение 30 дней с даты подачи документов. В указанный срок орган управления принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении.

Информация о принятом органом управления решении направляется заявителю в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения.

Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения.

Отказ в отнесении жилого помещения к определенному виду специализированного жилищного фонда допускается в случае несоответствия жилого помещения требованиям, предъявляемым к этому виду жилых помещений.

Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с указанными Правилами.

По общему правилу ч. 3 ст. 92 Кодекса специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем. Таким образом, для специализированных жилых помещений установлен ограничительный правовой режим. Указанные жилые помещения могут быть предоставлены гражданам только по договорам найма специализированных жилых помещений, предусмотренным статьями гл. 10 Кодекса. Это объясняется строго целевым назначением указанных помещений, установленным в императивных нормах ст. ст. 93 - 98 Кодекса.

Поэтому сделки, в результате которых происходят отчуждение, передача в аренду, внаем специализированных жилых помещений, не могут быть совершены даже при условии, что наймодатель дал на это свое согласие: в таком случае будут нарушены императивные нормы закона, что влечет недействительность сделок по правилам ст. ст. 166 - 168 ГК РФ. Признание подобных сделок недействительными осуществляется судом по правилам процессуального законодательства Российской Федерации. Последствия недействительности сделок предусмотрены в ст. 167 ГК РФ.

Назначение служебных жилых помещений

Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (см. ст. 93 Кодекса).

В соответствии с п. 5 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, к служебным жилым помещениям относятся отдельные квартиры. Не допускается выделение под служебное жилое помещение комнат в квартирах, в которых проживает несколько нанимателей и (или) собственников жилых помещений. Кроме того, служебные жилые помещения могут предоставляться гражданам в виде жилого дома (ч. 1 ст. 104 Кодекса).

Под служебные жилые помещения в многоквартирном доме могут использоваться как все жилые помещения (квартиры) такого дома, так и часть жилых помещений в этом доме.

Служебные жилые помещения не подлежат приватизации, однако собственники жилищного фонда и уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о возможности приватизации служебных жилых помещений. Основания и условия приватизации данных помещений могут быть предусмотрены законодательством субъектов Российской Федерации (см. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 г., утвержденный Постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 г. <1>).

--------------------------------

<1> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 9.

В ст. 93 Кодекса перечень работодателей, характер трудовых отношений с которыми может влечь предоставление служебного жилья, сформулирован как исчерпывающий. Поэтому другие виды коммерческих организаций, а также некоммерческие организации, имеющие в собственности или на праве аренды жилые помещения, не могут предоставлять их своим работникам по правилам гл. 9 Кодекса. В таких случаях должен заключаться договор коммерческого найма жилых помещений (см. гл. 35 ГК РФ).

Определяющее значение для предоставления служебных жилых помещений имеют характер трудовых отношений <1> граждан с соответствующим государственным или муниципальным органом либо особенности прохождения службы. До введения в действие Кодекса основные правовые нормы о служебных жилых помещениях содержались в ст. ст. 101 - 108 ЖК 1983 г., а также в подзаконных правовых актах, многие из которых могут применяться и в настоящее время в части, не противоречащей Кодексу (см. ст. 4 Вводного закона).

--------------------------------

<1> О содержании трудовых отношений, их установлении и прекращении см.: Тихомиров М.Ю. Прием на работу, переводы, увольнение: Практическое пособие. М.: Изд-во Тихомирова М.Ю., 2009 - 2010 (http://www.urkniga.ru).

ЖК 1983 г. предусматривал правило о том, что служебные жилые помещения предназначаются для заселения граждан, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи него (ст. 101). Вместо этого введена отсылочная норма, по смыслу которой категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются органами, указанными в ст. 104 Кодекса.

Служебные, как и другие специализированные жилые помещения, предоставляются не любым гражданам, а только тем, которые не обеспечены жильем в данном населенном пункте (см. ч. 2 ст. 99 Кодекса).

Кодекс не предусматривает возможность предоставления служебных жилых помещений в связи с наличием у гражданина трудовых отношений с муниципальным унитарным предприятием (основанным как на праве хозяйственного ведения, так и на праве оперативного управления).

Напомним, что п. 2 ст. 2 ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" <1> применяет понятие "государственное предприятие" в отношении только двух видов унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, - федеральных государственных предприятий и государственных предприятий субъектов Российской Федерации <2>. По этой причине представляется, что трудовые отношения с унитарными предприятиями, основанными на праве оперативного управления (федеральными казенными предприятиями и казенными предприятиями субъектов Российской Федерации), не могут рассматриваться в качестве условия предоставления служебных жилых помещений работникам таких предприятий.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746; 2003. N 50. Ст. 4855; 2006. N 52 (ч. I). Ст. 5497; 2007. N 31. Ст. 4009; N 49. Ст. 6079.

<2> См. подробнее: Комментарий к Федеральному закону "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Изд-во Тихомирова М.Ю., 2003. С. 17 и сл. (http://www.urkniga.ru).

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления - это вещные права, содержание которых установлено в ст. ст. 113 - 115, 294 - 300 ГК РФ, ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и других федеральных законах.

В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со ст. 296 ГК РФ.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

Назначение жилых помещений в общежитиях

Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения (см. ч. 1 ст. 94 Кодекса). Таким образом, жилые помещения в общежитиях могут предоставляться гражданам только на время осуществления ими указанной деятельности. Подобное правило прежде было установлено в ч. 1 ст. 109 ЖК 1983 г.

Специализированный характер жилых помещений в общежитиях требует их обособления от других объектов жилищного фонда. Поэтому, как и прежде, под общежития должны предоставляться только специально построенные или переоборудованные для этих целей дома (ср. с ч. 2 ст. 109 ЖК 1983 г.) либо части домов. Указанное правило установлено для того, чтобы не ущемлять жилищные интересы граждан, постоянно проживающих в жилом доме на основании права собственности, договора социального найма и иных законных основаниях, не создавать им неудобства при проживании.

Дома, предоставленные под общежития (как специально построенные, так и переоборудованные), должны иметь соответствующие их целевому назначению санитарно-гигиенические и бытовые удобства. В таких домах наряду с жилыми комнатами должны быть предусмотрены помещения для занятий, досуга, бытового обслуживания проживающих и т.п. <1>.

--------------------------------

<1> См.: Седугин П.И. Жилищное право: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма-Инфра-М, 2001. С. 219 - 220.

В судебной практике возникал вопрос, возможно ли с 01.03.2005 приватизировать жилые помещения, расположенные в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, которые были переданы в ведение органов местного самоуправления? Отвечая на него, Президиум Верховного Суда РФ указал, что из ст. 7 Вводного закона следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Таким образом, жилые помещения в общежитиях, расположенные в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, которые были предоставлены гражданам и переданы в муниципальный жилищный фонд до 01.03.2005, могут быть приобретены гражданами в порядке приватизации в собственность после 01.03.2005 при условии, если это жилое помещение является изолированным (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 г., утвержденный Постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 г. <1>).

--------------------------------

<1> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 9.

В соответствии с Кодексом жилые помещения в общежитиях должны быть укомплектованы мебелью, другими предметами, необходимыми для проживания граждан. Прежнее законодательство требовало укомплектовать соответствующими предметами не только жилые, но и иные помещения в общежитиях. Имелись в виду предметы, необходимые как собственно для проживания, так и для занятий и отдыха граждан, проживающих в общежитиях (см. ч. 2 ст. 109 ЖК 1983 г.). Таким образом, Кодекс избрал более "экономный" (для обладателей вещных прав на общежития) вариант укомплектования соответствующих помещений.

Назначение жилых помещений маневренного фонда

Жилые помещения маневренного фонда могут использоваться исключительно в соответствии с целями, которые определены в ст. 95 Кодекса. Указанные жилые помещения предназначены для временного проживания:

1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;

2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;

3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;

4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

Согласно п. 7 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, маневренный фонд может состоять из многоквартирных домов, а также квартир и иных жилых помещений. Жилое помещение маневренного фонда предоставляется гражданам из расчета не менее 6 кв. м жилой площади на одного человека.

Маневренный фонд не выделен законодателем в качестве самостоятельного вида жилищного фонда; жилые помещения в домах маневренного фонда относятся к специализированному жилищному фонду (см. ст. 92 Кодекса). Поэтому помимо специальных норм Кодекса, определяющих назначение жилых помещений в домах маневренного фонда (ст. 95), к данному виду жилых помещений применяются также общие правила, относящиеся ко всем объектам специализированного жилищного фонда (ст. ст. 92, 99 - 103 Кодекса).

Назначение жилых помещений в домах системы социального обслуживания

Жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения предназначаются для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг (см. ст. 96 Кодекса).

В соответствии с п. 8 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, к домам системы социального обслуживания относятся специально построенные или переоборудованные здания, оснащенные необходимым для обеспечения жизнедеятельности и безопасности проживания граждан оборудованием.

В домах системы социального обслуживания оборудуются жилые помещения для проведения мероприятий медицинского, психологического и социального характера, посильной трудовой деятельности, а также другие жилые помещения, которые могут быть использованы для обеспечения жизнедеятельности.

Основные правила о социальном обслуживании населения установлены ФЗ от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" <1>. Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4872; 2002. N 28. Ст. 2791; N 30. Ст. 3032; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607; 2008. N 30 (ч. II). Ст. 3616.

Статья 4 указанного Федерального закона закрепила существование государственной системы социальных служб - системы, состоящей из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются: комплексные центры социального обслуживания населения; территориальные центры социальной помощи семье и детям; центры социального обслуживания; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону; центры (отделения) социальной помощи на дому; дома ночного пребывания; специальные дома для одиноких престарелых; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками); геронтологические центры; иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

К предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги.

Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации учреждений и предприятий социального обслуживания независимо от форм собственности регулируется гражданским законодательством Российской Федерации.

Учреждения и предприятия социального обслуживания руководствуются в своей деятельности также ведомственными актами, среди которых можно назвать, в частности, Приказ Минсоцзащиты РФ от 11.10.1993 N 180 "Об организации домов-интернатов (отделений) милосердия для престарелых и инвалидов"; Методические рекомендации по организации деятельности государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания "Дом-интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов", утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 12.05.2003 N 25; Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Дом-интернат для умственно отсталых детей", утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 08.08.2002 N 54; Положение о психоневрологическом интернате Министерства социального обеспечения РСФСР, утвержденное Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 27.12.1978 N 145, и др.

 

Назначение жилых помещений фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и беженцев

Жилые помещения фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, предназначены для временного проживания граждан, признанных в установленном федеральным законом порядке соответственно вынужденными переселенцами и беженцами (см. ст. 97 Кодекса).

По смыслу ст. 92 Кодекса, указанные жилые помещения являются самостоятельными видами жилых помещений специализированного жилищного фонда.

В соответствии с п. п. 9 и 10 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, формирование фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Указанные фонды подлежат передаче в оперативное управление уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Фонды для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, могут состоять из многоквартирных домов, а также квартир и иных жилых помещений.

Целевое назначение этих двух видов жилых помещений единообразно определено в ст. 97 Кодекса. Такие жилые помещения, как следует из названий указанных фондов, предназначены для временного проживания лиц, признанных в установленном федеральным законом порядке соответственно вынужденными переселенцами и беженцами.

В Российской Федерации вынужденным переселенцем считается гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

По указанным выше обстоятельствам вынужденным переселенцем признается:

гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;

гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.

Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации по указанным выше обстоятельствам.

Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.

Беженцем признается лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Основные правовые отношения, в которых участвуют вынужденные переселенцы и беженцы, регулируются соответственно Законом РФ от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", действующим в редакции ФЗ от 20.12.1995 N 202-ФЗ <1> и ФЗ от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах", действующего в редакции ФЗ от 28.06.1997 N 95-ФЗ <2>, а также подзаконными нормативными правовыми актами.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 52. Ст. 5110; 2000. N 33. Ст. 3348; 2004. N 35. Ст. 3607; 2008. N 30 (ч. II). Ст. 3616.

<2> СЗ РФ. 1997. N 26. Ст. 2956; 1998. N 30. Ст. 3613; 2000. N 33. Ст. 3348; N 46. Ст. 4537; 2003. N 27. Ст. 2700; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2005. N 1 (ч. I). Ст. 45; 2006. N 31. Ст. 3420; 2007. N 1 (ч. I). Ст. 29; 2008. N 30 (ч. II). Ст. 3616.

Например, Постановлением Правительства РФ от 08.11.2000 N 845 было утверждено Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации <1>, в соответствии с которым жилые помещения для временного поселения предоставляются семьям вынужденных переселенцев в следующих случаях: а) при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации; б) если ни один из членов семьи не имеет жилого помещения, предоставленного по договору найма; в) если ни один из членов семьи не имеет жилого помещения на праве собственности.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2000. N 46. Ст. 4562.

Положение о фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании утверждено Постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 N 275 <1>. В соответствии с п. 10 указанного Положения жилые помещения предоставляются лицам, признанным беженцами, если они или члены их семей не имеют жилого помещения, предоставленного им по договору найма или принадлежащего им на праве собственности на территории Российской Федерации.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 16. Ст. 1604.

Назначение жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан

Жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите (см. ч. 1 ст. 98 Кодекса).

Согласно п. 11 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, в качестве жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан используются специально построенные или приспособленные для таких целей здания. Предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан осуществляется по договорам безвозмездного пользования.

К сожалению, содержание понятия "специальная социальная защита" Кодекс не раскрывает. Кроме того, понятийный аппарат ст. ст. 96, 98, 107, 109 Кодекса не синхронизирован с положениями законодательства Российской Федерации о социальном обслуживании, что может повлечь сложности и ошибки в правоприменительной практике.

Обратим внимание, что жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения (ст. 96 Кодекса) предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг. В ст. 98 Кодекса отсутствует упоминание о предоставлении указанных услуг гражданам, о которых идет речь в данной статье.

Поэтому следует полагать, что по правилам ст. ст. 98 и 109 Кодекса жилые помещения должны предоставляться гражданам, не претендующим на получение медицинских и социально-бытовых услуг.

Кроме того, сравнительный анализ положений Кодекса и нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с социальной защитой граждан, позволяет предположить, что в ст. 98 Кодекса имеются в виду некоторые категории граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. По терминологии законодательства о социальной защите трудная жизненная ситуация - это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Можно предположить, что по правилам ст. ст. 98 и 109 Кодекса жилые помещения могут предоставляться, в частности, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов и др.

Категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации. Приведенная отсылочная норма ч. 2 ст. 98 Кодекса допускает установление круга лиц, подпадающих под действие указанной статьи, в правовых актах федерального и регионального уровней.

На федеральном уровне действуют упоминавшийся выше ФЗ от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", а также другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

На региональном уровне принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, относящиеся к законодательству о социальном обслуживании.

Например, ст. 47 Закона г. Москвы от 27.01.2010 N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" <1> среди специализированных жилых помещений выделяет жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, в том числе:

--------------------------------

<1> Вестник мэра и правительства Москвы. 2010. N 11.

а) специально оборудованные жилые помещения для граждан с нарушением опорно-двигательного аппарата;

б) жилые помещения в домах учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

в) жилые помещения в домах учреждений социальной помощи для лиц без определенного места жительства;

г) иные жилые помещения специального назначения жилищного фонда города Москвы, предназначенные для социальной защиты отдельных категорий граждан.



Источник: ЮРИДИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК ПО ЖИЛИЩНЫМ ВОПРОСАМ
Л.В. ТИХОМИРОВА, М.Ю. ТИХОМИРОВ




Полезные сайты:

Политические войны PoliticWar.ru
Издательское дело Bookposter.ru
Высшие учебные заведения России Edurus.ru
PR технологии, справочник ReklamaBesplatno.ru
Все горячие новости дня Allhotnews.ru


просмотров: 909
Booking.com
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Hyatt Beach House Residence Club Key West 1300 points Deeded Annually Week 36

$1,450.00 (0 Bids)
End Date: Thursday Jun-28-2018 8:02:38 PDT
Buy It Now for only: $2,250.00
| |
4th of July week-Manhattan Club NYC luxury Penthouse Suite - 5 nights 7/1 to 7/6

$299.00 (0 Bids)
End Date: Thursday Jun-21-2018 23:37:29 PDT
|
LAKE ARROWHEAD CHALETS - 2 BR/2BA - SLEEPS 6 - 06/22/18 TO 06/29/18

$399.00
End Date: Saturday Jul-21-2018 18:06:44 PDT
Buy It Now for only: $399.00
|
Big Cedar Wilderness July 4th Week Summer 1 Bedroom Lodge July 1st to 3rd

$900.00
End Date: Saturday Jul-21-2018 8:27:37 PDT
Buy It Now for only: $900.00
|
Search Results from «Озон» Недвижимость
 
Кен Макэлрой Управление недвижимостью The ABCs of Property Management
Управление недвижимостью
Эксперт в области инвестиций в недвижимость раскрывает секреты эффективного управления ею.

Для широкого круга читателей....

Цена:
305 руб

В. В. Меркулов Мировой опыт ипотечного жилищного кредитования и перспективы его использования в России
Мировой опыт ипотечного жилищного кредитования и перспективы его использования в России
Книга посвящена всестороннему комплексному исследованию ипотечного жилищного кредитования и содержит глубокий анализ экономических основ, а также правовых норм, регулирующих данные отношения, теоретических и фактических материалов, связанных с ипотекой жилья.

Детально рассматривая мировые системы ипотечного жилищного кредитования, автор анализирует практику регулирования исследуемых вопросов, показывает их исторические корни, определяет перспективы развития. Особое внимание уделяется сравнительному обзору законодательства России, США, Германии, других стран Европы, Америки и Азии, а также развивающемуся законодательству Единой Европы.

Анализ иностранного законодательства позволяет говорить о перспективах использования того или иного прогрессивного элемента зарубежного опыта в российских условиях. В результате автором выработан комплекс рекомендаций по нормативному закреплению и практической реализации ипотечного жилищного кредитования в России.

Содержащиеся в работе выводы могут быть использованы для совершенствования действующего законодательства, в правоприменительной, а также иной правореализационной деятельности, в процессе преподавания гражданского права, а также экономических дисциплин.

Для научных и практических работников, аспирантов и студентов юридических и экономических вузов и факультетов....

Цена:
579 руб

 Государственные элементные сметные нормы на монтаж оборудования. ГЭСНм-2001. Часть 32. Оборудование предприятий электронной промышленности и промышленности средств связи
Государственные элементные сметные нормы на монтаж оборудования. ГЭСНм-2001. Часть 32. Оборудование предприятий электронной промышленности и промышленности средств связи
Государственные элементные сметные нормы на монтаж оборудования (далее - ГЭСНм) предназначены для определения потребности в ресурсах (затрат труда рабочих, машинистов, времени эксплуатации строительных машин и механизмов, материальных ресурсов) при выполнении работ по монтажу оборудования и для составления на их основе сметных расчетов (смет) на производство указанных работ ресурсным и ресурсно-индексным методами.
ГЭСНм являются исходными нормами для разработки других сметных нормативов: единичных расценок федерального, территориального и отраслевого уровней, индивидуальных и укрупненных сметных нормативов.

Формат: 20,5 см x 29 см...

Цена:
349 руб

Дональд Трамп Первые 90 дней на пути к процветанию Wealth Building 101: Your First 90 Days on the Path to Prosperity
Первые 90 дней на пути к процветанию
Если вы отдадите себя целиком воплощению стратегии курса "Основы построения богатства" от Университета Трампа, вы станете очень состоятельным человеком. Если вы сделаете эту книгу частью своей жизни, она сделает вас богатым. Данная книга написана ведущими экспертами в своих сферах и призвана помочь вам выбрать свой путь к построению богатства - недвижимость, покупка готового прибыльного бизнеса, инвестирование в акции и ценные бумаги, сохранение и преумножение своих средств и т.д....

Цена:
1428 руб

Коваленко Павел Александрович Сделки с недвижимостью. Как правильно выбрать агента, агентство и провести сделку на рынке недвижимости
Сделки с недвижимостью. Как правильно выбрать агента, агентство и провести сделку на рынке недвижимости

Книга будет настоящим проводником для людей, впервые столкнувшихся с решением жилищного вопроса. Также она предназначена для риелторов с любым уровнем квалификации, методистов-риелторов, психологов, специалистов по человеческому фактору и всех интересующихся рынком недвижимости.

Автор рассказывает на основе собственного опыта об особенностях проведения сделок с жилой недвижимостью, дает список документов, необходимых для продажи, покупки и обмена жилплощади, приводит критерии, которым должны соответствовать хорошее агентство недвижимости и профессиональный риелтор.

...

Цена:
70 руб

Magnus Jan, Peresetsky Anatoly The price of Moscow apartments
The price of Moscow apartments

We present a simple hedonic model for apartment prices in Moscow in the year 2003. Based on some 15,000 observations we estimate the model and use the estimates for prediction. Pretest issues are explicitly taken into account.

...

Цена:
80 руб

Зуев Роман Квартира и ипотека. 50 хитростей покупки
Квартира и ипотека. 50 хитростей покупки

Аудиокнига станет незаменимой для тех, кто хочет приобрести квартиру в ипотеку. В пошаговом руководстве содержится вся необходимая информация, которую Вы должны знать: требования банка к заемщикам, процесс оформления, расчет рисков и многое другое. Вы сможете правильно выбрать банк, сократить расходы по ипотеке и приобрести квартиру Вашей мечты!

Что такое ипотека, и какой она может быть?

Какие требования банки предъявляют к заемщикам?

Пошаговое руководство как купить квартиру в ипотеку

Какие дополнительные расходы потребуются для оформления ипотеки

Как сократить расходы связанные с ипотекой?

Как выбирать банк для ипотечного кредитования?

Кто может помочь в оформлении ипотеки и стоит ли пользоваться такой помощью?

Что нужно учитывать заключая договор ипотечного кредитования?

Какие риски стоит учитывать?

Так стоит ли брать ипотеку?

...

Цена:
149 руб

Т. К. Кузьмина, П. П. Олейник, С. А. Синенко Деятельность заказчика в рыночных условиях
Деятельность заказчика в рыночных условиях
В справочнике обобщены и изложены современные правовые положения, рекомендации и решения по направлениям деятельности заказчика в рыночных условиях.
Раскрыты функциональные обязанности и права заказчика с акцентом на выполнение менеджерской миссии по всем переделам управления проектом - организация и порядок проведения торгов, разработка и утверждение проектной документации, формирование разрешительных документов и получение разрешения на строительство, организация и проведение контроля и технического надзора, разработка пакета исполнительной документации, сдача-приемка объекта и организация ввода его в эксплуатацию.
Приводятся зарубежный опыт и отечественная нормативная база по правовому регулированию градостроительной деятельности.

Справочник предназначен для широкого круга специалистов строительной отрасли - заказчиков (застройщиков), технических заказчиков, юристов и экономистов, работающих в строительной отрасли, инвесторов, а также аспирантов и магистров строительных специальностей....

Цена:
1149 руб

Анна Моисеева, Сергей Тихоненко Как купить квартиру выгодно. Потратьте минимум - получите максимум
Как купить квартиру выгодно. Потратьте минимум - получите максимум
Покупка квартиры - дело сложное и рискованное. Но книга Анны Моисеевой и Сергея Тихоненко поможет сделать этот процесс понятным и предсказуемым. Читатели, задумавшие обзавестись квадратными метрами, получат исчерпывающие рекомендации относительно того, как избежать рисков и приобрести жилье, в наибольшей степени отвечающее их вкусам и возможностям.
В книге подробно отображены все этапы покупки квартиры - начиная с поиска самого объекта и заканчивая оформлением прав собственности. Авторы раскрывают нюансы приобретения жилья в различных домах - от новостроек до панельных пятиэтажек; описывают способы оплаты и торга, методику взаимодействия с риелтором, подводные камни наследственного приобретения; рассказывают о том, как не стать жертвой мошенников. Книга будет интересна потенциальным покупателям квартир, риелторам, а также всем, кто интересуется законами и принципами функционирования рынка жилья....

Цена:
459 руб

 Управление многоквартирным домом № 8 2014
Управление многоквартирным домом № 8 2014

«Управление многоквартирным домом» – ежемесячный журнал для управляющих жилой недвижимостью, председателей ТСЖ и ЖСК. В журнале вы найдете передовой опыт, методики, стандарты и способы управления многоквартирным домом, информацию о взаимодействии управляющих организаций, ТСЖ, ЖК, ЖСК, с органами власти, о современных технологиях эксплуатации и обслуживания многоквартирного жилого дома. Большое внимание уделяется ведению бухгалтерского учета в жилищно-коммунальном хозяйстве. Публикуется практический опыт решения сложных ситуаций в управлении жилищным фондом, возникающих в работе.

В каждом номере журнала:

• минимизация рисков аннулирования лицензии на управление МКД;

• минимизация уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности руководителей управляющих, обслуживающих, ресурсоснабжающих организаций, ТСЖ, ЖСК и ЖК при реализации обязательных требований жилищного и гражданского законодательства;

• планирование деятельности по управлению МКД;

• организация и контроль капитального ремонта общего имущества МКД;

• защита прав собственников помещений на общее имущество МКД;

• работа с неплательщиками за ЖКУ;

• создание благоприятного климата в МКД, гражданско-правовая ответственность собственников помещений;

• налогообложение УО, ЖК, ЖСК,ТСЖ: сложные вопросы практики;

• раскрытие информации в ГИС ЖКХ: платежи пользователей, расходы на капремонт, отчеты УО, сведения о ресурсоснабжающих организациях, техническое описание МКД, размещение информации о проведении голосования, электронные образцы решений собственников, формирование итогов голосования в форме протокола и др.

...

Цена:
396 руб

2007 Copyright © GorObmen.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования